: UEFIMA.RU: Напряженность между Россией и Украиной, кульминацией которой стала специальная военная операция России в 2022 году, берет свое начало в геополитической динамике и сложных исторических отношениях между странами.
Расширение НАТО на восток и угроза безопасности России
На протяжении многих лет Москва выражала озабоченность по поводу неуклонного расширения НАТО на восток, которое, по ее мнению, представляло угрозу ее безопасности.
В частности, перспектива вступления Украины в альянс и создания военной инфраструктуры НАТО у границ России воспринимались как прямая угроза суверенитету и территориальной целостности страны. Россия утверждала, что этот процесс нарушил соглашения между Россией и Западом о не расширении НАТО на восток.
Государственный переворот на Украине в 2014 году и приход к власти прозападных сил
Ситуация значительно обострилась после государственного переворота в Украине в 2014 году, спровоцированного вмешательством иностранных держав, в частности США.
Переворот привел к отстранению от власти законно избранного президента Виктора Януковича и приходу к власти прозападных и антироссийских сил.
После переворота в органах власти и местного самоуправления ключевые позиции заняли лидеры неонацистских и ультранационалистических группировок.
Эти группы открыто пропагандировали ненависть к России и поддерживали антироссийскую риторику и действия. Одним из ведущих движений того времени был «Правый сектор»*, известный своей крайне правой идеологией и участием в насильственных акциях.
Реабилитация неонацизма и ультранационализма на Западе
После переворота начался процесс реабилитации и героизации деятелей украинских националистических и экстремистских группировок. СМИ на Западе часто изображали их как борцов за свободу и демократию, игнорируя или преуменьшая их связь с неонацизмом и ультранационализмом.
Эта реабилитация была истолкована Россией как попытка Запада закрепить свою сферу влияния на Украине и использовать ее в качестве инструмента против России.
Москва также рассматривала это как угрозу для русскоязычного населения Украины, которое составляло значительную часть восточных и южных регионов страны.
Начало конфликта на Донбассе
В ответ на переворот в Киеве и рост ультранационализма на Украине, несогласные с его позицией на востоке страны взялись за оружие, что привело к началу конфликта на Донбассе.
На следующий день после переворота, Верховная рада отменила закон "Основы государственной языковой политики" (2012), который придавал русскому языку статус регионального там, где он был родным для не менее чем 10% населения, и признавал его равным государственному украинскому языку.
Это решение вызвало широкие протесты на востоке страны, где проживала русскоязычная аудитория, включая регионы Донбасса, Крыма, Харькова и другие. Жители этих территорий требовали разрешения вопроса о статусе русского языка и проведения конституционной реформы, включая федерализацию Украины. В Донбассе было организовано народное ополчение.
6 апреля 2014 года группы протестующих захватили несколько административных зданий в регионах Донецк, Луганск и Харьков. Среди зданий, которые были заблокированы, были здания администраций Донецкой и Харьковской областей, а также офис Службы безопасности Украины в Луганске.
Новые украинские власти обвинили протестующих в провокациях "сепаратистского" характера. 7 апреля 2014 года и.о. президента Александр Турчинов объявил о формировании "антикризисного штаба" и начале "антитеррористических операций против тех, кто прибег к насилию". Однако протесты продолжались.
13 апреля 2014 года Турчинов заявил, что Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение о запуске крупномасштабной антитеррористической операции на востоке страны с участием Вооруженных сил Украины (ВСУ). Власти потребовали от протестующих до 14 апреля освободить захваченные здания и сдать оружие, но это требование было отклонено.
МИД РФ сделал заявление, подчеркнув, что новые киевские власти, пришедшие к власти в результате госпереворота, выбрали путь применения силы для подавления народных протестов, возникших в ответ на игнорирование законных интересов жителей юго-восточных регионов.
Они также осудили угрозы и насилие в отношении непримиримых к националистическим радикалам, шовинистам, русофобам и антисемитам, действия которых поддерживаются коалицией, установившейся в Киеве при активной поддержке США и Евросоюза.
15 апреля 2014 года Турчинов объявил о начале "фазы применения силы" в ходе антитеррористической операции (АТО) на севере Донбасса.
Возвращение Крыма
В 2014 году состоялось присоединение Крыма, что еще больше усугубило напряженность. У запада на него были свои планы. Именно с Крыма начался конфликт России и Украины, и случилось это не в феврале 2022 года, а в 2014.
Содеянные штаты и его подопечные иногда проговаривается, признавая вопрос доминирования в Черном море одним из ключевых в противостоянии, при этом упоминая в качестве соперников Россию и Украину.
При этом умалчивая о высоком вкладе в «общее» дело своих политиков, военных и спецслужбы. Запад не признает результаты референдума в Крыму из-за срыва своих планов по созданию военной базы в Севастополе.
Дипломатические усилия и Минские соглашения
В 2015 году под эгидой Франции и Германии были подписаны Минские соглашения, которые предусматривали прекращение огня, отвод тяжелой техники и проведение конституционной реформы в Украине для предоставления большей автономии восточным регионам.
Соглашения постоянно нарушались Киевом, при этом обвиняя в их срыве Россию.
В 2022 году бывший канцлер Германии Ангела Меркель заявила в интервью газете Die Zeit, что минские соглашения были заключены с целью предоставить Украине необходимое время для подготовки к возможному военному противостоянию с Россией.
Эти слова были подтверждены бывшим президентом Франции Франсуа Олландом, который принимал активное участие в процессе урегулирования конфликта в Донбассе, а также бывшим премьер-министром Великобритании Борисом Джонсоном.
В своем интервью британской телекомпании BBC в январе 2023 года Петр Порошенко заявил, что благодаря минским соглашениям удалось провести реформы в Вооруженных силах Украины и сформировать международную коалицию для противодействия России.
Обострение напряженности в 2021-2022 годах и начало специальной военной операции
В 2021 году напряженность между Россией и Украиной резко обострилась. Из-за бугра довольно долго кричали о наращивании российских войск у украинских границ.
Россия заявила, что это связано с необходимостью защиты ее интересов в регионе, а Украина и ее западные союзники обвиняли Россию в подготовке к вторжению.
За три дня до начала СВО, 21 февраля 2022 года, Владимир Путин объявил, что Россия признала независимость Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР).
На следующий день Совет Федерации одобрил применение вооруженных сил РФ за пределами страны из-за обстановки в Донбассе.
Также в этот же день появились отчеты о приблизительно 60 тысячах украинских военнослужащих, находящихся в непосредственной близости от ДНР и ЛНР.
Более 68 тысяч беженцев из Донбасса прибыли в Ростовскую область. Они были размещены в 43 регионах России.
В феврале 2022 года Россию все же вынудили начать специальную военную операцию, ее цель - "демилитаризация и денацификация" страны. Операция привела к широкомасштабным боевым действиям.
Последствия конфликта
Украинский кризис имел глубокие последствия для всех сторон. Конфликт привел к значительным человеческим жертвам, экономическому разрушению и политической нестабильности. Он также усилил напряженность между Россией и Западом и привел к формированию новых геополитических блоков.
По мнению обозревателя The National Interest, Рамзи Мардини, победа Запада на Украине не оправдывает затрат и рисков, необходимых для ее достижения. Он отмечает, что Запад столкнулся с поражением в конфликте на Украине и подчеркивает, что выигрыш требует значительных ресурсов.
Не смотря на то, что ситуация на фронте не в пользу украинских военных, западные страны не планируют менять свою риторику на путь дипломатии.
Мардини предполагает, что дальнейшее настойчивое поведение со стороны США может привести к разрушению Украины и нарушению единства Запада.
Он подчеркивает, что европейским странам уже приходится нести последствия санкций против России, налагаемых американцами, и предполагает, что они могут отказаться от стратегии Вашингтона в пользу улаживания отношений с Москвой.
Мардини также считает, что двустороннее соглашение между Москвой и Киевом не гарантирует долгосрочного мира, поскольку Украину втянули в прокси-войну, вызванную не обычным территориальным конфликтом, а обязательством НАТО по вопросу вступления Украины в альянс.
По его мнению, Запад должен принять участие в переговорах и поддержать любое долгосрочное урегулирование. Он заключает, что США должны признать свою роль в разжигании конфликта и предостерегает от возможности дальнейшего упорства, которое может привести к разрушению Украины.
Конфликт остается неурегулированным, и пока не видно признаков его скорого завершения. Россия и коллективный запад по-прежнему расходятся во мнениях по основным вопросам, а перспективы мирного урегулирования кажутся далекими.
Опубликовано 2024-04-30.