Влияние иностранного агента: исторические параллели и современные реалии

| 4 мин
| «Статьи»
Иностранный агент: между защитой суверенитета и свободой слова Иностранный агент: между защитой суверенитета и свободой слова

Иностранные агенты в современном мире: от холодной войны до сегодняшнего дня

:  Тема «иностранного агента» в современном мире звучит как эхо холодной войны, возвращая нас к временам идеологических противостояний и политических игр.

Однако, в условиях глобализации и тесной взаимосвязи между государствами, вопрос о том, как регулировать деятельность иностранных агентов, остается актуальным и для России.

Президент Владимир Путин, выступая на пленарном заседании Восточного экономического форума 12 сентября 2023 года, подчеркнул, что он постоянно призывает правоохранительные органы вносить предложения по совершенствованию процедуры определения статуса "иностранного агента".

Он также отметил, что существуют прецеденты, когда организации, получившие этот статус, впоследствии его теряют по решению суда.

Статус "иностранного агента" в российском законодательстве:

В России статус "иностранного агента" присваивается физическим и юридическим лицам, которые:

Получают финансирование из-за рубежа и занимаются политической деятельностью в России;
Представляют интересы иностранного государства или международной организации;
Проводят информационно-пропагандистские кампании, направленные на вмешательство во внутренние дела Российской Федерации.

История статуса "иностранного агента":

Понятие "иностранный агент" имеет глубокие исторические корни. Оно возникло в контексте борьбы с иностранным влиянием на политическую систему государства, особенно во времена войн и революций.

Примеры законодательства о "иностранных агентах" в мире:

США: Закон FARA был принят в 1938 году в разгар нацистской экспансии. Его основная цель - противодействовать распространению иностранной пропаганды, которая могла подрывать общественное мнение и политику США.

В первоначальной версии закона акцент был сделан на преследовании подрывной деятельности, которая рассматривалась как угроза национальной безопасности.

В 1966 году законодательство претерпело изменения, и акцент был смещен в сторону гражданских наказаний и добровольного соблюдения. В этот период FARA все еще оставался малоизвестным и редко применялся.

Однако, с 2017 года ситуация кардинально изменилась. FARA стал использоваться с гораздо большей регулярностью и интенсивностью, особенно в отношении должностных лиц, связанных с администрацией Трампа.

Это привело к ряду громких обвинительных актов и приговоров, вызвавших широкую общественную, политическую и юридическую дискуссию о целесообразности и справедливости применения FARA.

FARA не запрещает лоббирование иностранных интересов. Его ключевая цель - обеспечить прозрачность и подотчетность в отношении иностранного влияния на общественное мнение, политику и законы США.

Закон требует от "иностранных агентов" - физических или юридических лиц, представляющих интересы иностранных принципалов - регистрацию в Министерстве юстиции (DOJ) и раскрытия подробной информации о своей деятельности.

FARA обязывает физических и юридических лиц, представляющих интересы иностранных государств, партий, организаций, компаний или частных лиц, регистрироваться в Министерстве юстиции США.

Евросоюз: В 2016 году ЕС принял регламент о прозрачности деятельности иностранных агентов.

Этот документ обязывает некоммерческие организации, получающие финансирование из-за рубежа, регистрироваться в специальном реестре и раскрывать источники финансирования.

Китай: В Китае действует закон о борьбе с иностранным шпионажем, который предусматривает строгие меры наказания за шпионаж и деятельность иностранных агентов.

Российский закон "Об иностранных агентах" (2012):

Российский закон "Об иностранных агентах" был принят в 2012 году и с тех пор неоднократно подвергался изменениям.

Он предусматривает регистрацию в качестве "иностранного агента" для организаций, получающих финансирование из-за рубежа и занимающихся политической деятельностью.

Иностранные агенты в России: история и изменения

Вплоть до декабря 2022 года в России действовала система, предполагающая четыре отдельных реестра для "иностранных агентов":

Реестр НКО-иноагентов: В него включались некоммерческие организации, признанные Министерством юстиции РФ получающими финансирование из-за рубежа и занимающимися политической деятельностью.

Первой НКО, попавшей в этот реестр 27 июня 2013 года, стала "Евразийская антимонопольная ассоциация".

Эта организация была исключена из реестра 5 июля 2023 года в связи с ее ликвидацией 27 июня того же года.

Реестр СМИ-иноагентов: Этот реестр содержал список организаций, признанных иностранными агентами в связи с распространением информации, касающейся политических событий в России и получающей финансирование из-за рубежа.

В него вносились как юридические, так и физические лица. Первыми организациями, включенными в этот реестр 5 декабря 2017 года, стали девять организаций, список которых был согласован с Министерством иностранных дел России.

Реестр НОО-иноагентов: В этот реестр попадали общественные объединения, выполнявшие политические функции и получавшие финансирование из-за рубежа.

18 августа 2021 года первым в этот реестр было включено общероссийское общественное движение в защиту прав избирателей "Голос".

Реестр физических лиц-иноагентов: Отдельный список физических лиц, признанных "иностранными агентами" за политическую деятельность и финансирование из-за рубежа, Министерство юстиции РФ начало вести с апреля 2022 года.

5 апреля 2022 года первыми в этот реестр были внесены журналисты Матвей Ганапольский и Евгений Киселев.

Важно отметить, что включение в любой из этих реестров несло с собой ряд ограничений и обязательств.

Организации и физические лица, внесенные в реестр, были обязаны маркировать свою продукцию и публиковать информацию о своей деятельности.

Кроме того, они столкнулись с ограничениями в своей работе, например, с невозможностью получать гранты от иностранных фондов.

В декабре 2022 года российские власти приняли решение объединить все четыре реестра в единый.

Это решение было принято на фоне растущей напряженности в международных отношениях и усиливающегося контроля за деятельностью независимых СМИ и организаций.

Объединение реестров позволило упростить систему контроля и усилить давление на организации и физических лиц, подпадающих под определение "иностранных агентов".

Критики закона утверждают, что он используется для ограничения свободы слова и подавления оппозиции, в то время как его сторонники подчеркивают необходимость защиты национального суверенитета от нежелательного влияния извне.

Постоянный адрес новости: https://www.uefima.ru/stati/inostrannyj-agent-mezhdu-zashhitoj-suvereniteta-i-svobodoj-slova.html
Опубликовано 2024-09-15.