Как БРИКС будет решать проблемы, в рамках подготовки к следующему саммиту в России в октябре 2024 года?
: UEFIMA.RU: 1 января 2024 года председательство в БРИКС перешло от Южной Африки к России, при этом была подготовлена полноценная повестка дня. БРИКС, многосторонний форум пяти стран – Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки – вошел в историю, приняв заявки шести других государств – Аргентины, Саудовской Аравии, ОАЭ, Ирана, Египта и Эфиопии на вступление в него, решение, принятое на его 15-м саммите в Йоханнесбурге в августе 2023 года. Они должны быть интегрированы в объединение. Как развивались усилия в первые два месяца руководства Москвы?
Первый толчок был ощутим в декабре прошлого года, когда Южная Африка все еще председательствовала, поскольку новоизбранный президент Аргентины Хавьер Херардо Милеи официально отказался присоединиться к группе, вежливо заявив, что для его страны неподходящее время вступать в БРИКС.
Второй неожиданный ответ пришел месяц спустя, в январе 2024 года, от недавно принятого члена - Саудовской Аравии, которая не смогла направить своего представителя на встречу шерпов БРИКС в Москве, не предоставив ясности относительно того, желает ли она присоединиться к БРИКС или остаться вне его.
Таким образом, на данный момент в группе насчитывается девять членов, и есть вероятность, что Председатель сможет убедить Саудовскую Аравию закрепиться в качестве десятого члена.
Как БРИКС собирается решать множество проблем, как внутренних, так и внешних, в рамках подготовки к следующему саммиту в Казани, Россия, в октябре 2024 года?
За последние 18 лет мир, в котором зародился БРИКС, изменился до неузнаваемости. Тогда, в первые годы 21 века, доминирование США – "однополярный момент’ - было определяющей характеристикой геополитики, где главенствовали страны G7.
БРИКС возник как сознательный ответ на исправление геополитического дисбаланса, когда три крупнейшие державы Евразии (Россия, Китай и Индия) и Бразилия президента Лулы собрались вместе, чтобы развернуть флаг альтернативного полюса силы. БРИК, клуб развивающихся экономик, впервые расширился с вступлением Южной Африки в 2011 году, что сделало БРИКС важным фактором многополярности.
Сегодня противостояние США и Китая, китайско-индийские военные действия на границе, вторжение России в Украину, война Израиля и ХАМАСа и регионализация конфликта в Западной Азии изменили международную среду, в которой работает БРИКС. 2023 год стал историческим, поскольку около трех десятков стран выстроились в длинную очередь, чтобы присоединиться к объединению, рассматриваемому как пространство, альтернативное доминирующему порядку. Несмотря на свои скромные достижения, БРИКС, должно быть, делает что-то правильно, чтобы стать таким желанным клубом.
На этом фоне президент Владимир Путин недавно определил приоритеты российского председательства с помощью общей темы – Укрепление многосторонности в интересах справедливого глобального развития и безопасности.
Устав от двухлетних разрушительных западных санкций и усилий по изоляции России из-за ее войны против Украины, Москва заявила, что ее внимание будет сосредоточено на налаживании позитивного и конструктивного сотрудничества, продвижении трех столпов БРИКС: сотрудничества в области политики и безопасности, экономического и финансового сотрудничества, а также культурных обменов и контактов между людьми.
Особое внимание должно уделяться науке, высоким технологиям, здравоохранению, охране окружающей среды и культурным связям.
Важное заявление Путина заключалось в том, что почти 30 стран были готовы присоединиться к БРИКС. Он отметил, что приоритетом России является рассмотрение способов вовлечения этих стран в многогранную повестку дня БРИКС “в той или иной форме” через новую категорию стран-партнеров.
Индия, соучредитель форума, принимала активное участие в развитии БРИКС с момента его зарождения в сентябре 2006 года. (Первый саммит состоялся в 2009 году). С учетом новых дополнений Индия сосредоточена на будущем БРИКС.
Национальный семинар в Калькутте 22-23 февраля, организованный Университетом Адамас в сотрудничестве с тремя аналитическими центрами, стал ценной возможностью для ученых, дипломатов, официальных лиц и лидеров бизнеса критически подвести итоги и предложить продуманные предложения политикам.
Участников, казалось, особенно интересовало, как БРИКС должен решать проблему следующего расширения. Индийским экспертам было ясно, что наиболее целесообразным является осторожный и постепенный подход, иначе БРИКС потеряет свою внутреннюю согласованность и превратится в Движение неприсоединения (ДН) 2.0.
Китайский участник дискуссии, с другой стороны, высказался за то, чтобы все кандидаты были привлечены к участию, если их поддержат государства БРИКС.
Очевидно, что Китай видит стратегические и экономические выгоды для себя в значительном расширении БРИКС. Представители Бразилии и России, однако, ясно дали понять, что приоритетом сейчас является обеспечение “гармоничной интеграции” пяти новых членов, а с планами любого будущего расширения придется подождать.
Тем не менее, лидеры БРИКС неизбежно почувствуют растущее давление в отношении расширения по мере приближения октябрьского саммита.
Что вполне вероятно, так это возможное достижение консенсуса по созданию новой категории ‘партнеров по диалогу’ в рамках БРИКС, отчасти аналогичной Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Однако, чего хотят новые члены – ОАЭ, Иран, Эфиопия и Египет – по этому вопросу, в настоящее время остается неясным.
Другой раскол внутри БРИКС связан с его отношением к Западу, включающему США, ЕС и Японию, или G7. Китайско-российская организация предпочитает антизападный подход для достижения своих собственных фундаментальных целей, в то время как остальные члены могут в той или иной степени согласиться с ним.
Выбор Индии прагматичен: незападная линия, которая готова противостоять Западу там, где это необходимо, но стремится сотрудничать с ним там, где это возможно.
За тем, как российское председательство прокладывает свой путь через эту сложную геополитическую турбулентность, будут внимательно следить. Это то, что заставляет многих наблюдателей весьма беспокоиться, даже настороженно, о будущем БРИКС.
Напротив, взгляд индийской промышленности на БРИКС в Калькутте был отмечен значительным оптимизмом. Было ощущение, что БРИКС движется по правильному пути и что его недавнее расширение было для всеобщего блага. Теперь форуму следует сосредоточиться на расширении торговых и инвестиционных потоков внутри БРИКС - пути, который придаст группе большую силу и роль на мировой арене.
Н.Г. Хайтан, президент Торговой палаты Бхарата в Калькутте, заявил, что, несмотря на геополитические препятствия, БРИКС + станет одним из важных экономических центров, способных влиять на глобальное управление.
Индия должна внести этот оптимизм в продолжающиеся дискуссии на БРИКС в этом году. Стратегическая ответственность Индии заключается в руководстве БРИКС, поэтому форум укрепляет свой бренд многосторонности, способствует многополярности, позволяет избежать противоречий с прозападной, но хорошо выверенной внешней политикой страны и помогает в достижении устойчивого экономического развития Глобального Юга.
У индийской дипломатии есть своя работа. Скорее всего, это удастся при условии, что будет обеспечена консолидация внутреннего ядра БРИКС, IBSA (Индия-Бразилия-Южная Африка), и будет эффективно сдерживаться влияние Китая на новых членов.
Раджив Бхатия - научный сотрудник Gateway House и бывший Верховный комиссар в Южной Африке.
Опубликовано 2024-03-17.