История Научно-производственного объединения имени С.А. Лавочкина началась в апреле 1937 года, когда мебельная фабрика в Химках была передана Наркому оборонной промышленности для создания на ее основе авиационного производства по решению Совнаркома СССР
: UEFIMA.RU: История Научно-производственного объединения имени С.А. Лавочкина начинается в апреле 1937 года, когда мебельная фабрика в Химках была передана Народному комиссариату оборонной промышленности для создания на ее основе авиационного производства по решению Совета Труда и Обороны СССР.
По приказу №121 от 1 июня 1937 года новому авиационному заводу был присвоен номер 301.
В сентябре 1939 года на заводе было создано опытно-конструкторское бюро (ОКБ), которым руководили три главных конструктора: С.А. Лавочкин, В.П. Горбунов и М.И. Гудков.
В конце 1940 года было принято решение о начале серийного производства истребителя ЛаГГ-3, который стал первым и последним совместным проектом Лавочкина, Горбунова и Гудкова. После этого каждый из них возглавил свое собственное конструкторское бюро.
При разработке первых моделей самолетов "Ла" С.А. Лавочкин проявил свои инновационные черты, предложив использовать дельта-древесину в качестве основного конструкционного материала, что ранее не применялось.
Во время Великой отечественной войны ВВС СССР было передано более 22 тысяч истребителей "Ла"
© gunsfriend.ru /Ла 5 - самолёт истребитель Лавочкина
Во время Второй мировой войны военно-воздушным силам СССР было передано более 22 тысяч истребителей "Ла", что составило треть фронтовой истребительной авиации страны.
За выдающиеся достижения в создании новых истребителей (ЛаГГ-3, Ла-5 и Ла-7) во время Великой Отечественной войны ОКБ имени С.А.
Лавочкина было удостоено ордена Ленина в 1944 году. В 1965 году началась новая эпоха для предприятия, которое было передано в Министерство общего машиностроения СССР.
Разработка и производство автоматических космических станций для изучения Луны, Венеры и Марса
© o-kosmose.ru / Автоматическая космическая станция «Венера-3»
С этого момента Машиностроительный завод имени С.А. Лавочкина стал специализироваться на разработке и производстве автоматических космических станций для изучения Луны, Венеры и Марса, а также на создании искусственных спутников Земли и станций, отправляемых в космос для коммерческих целей.
Кроме того, помимо космической деятельности, завод начал заниматься производством и использованием разгонных блоков для запуска космических аппаратов на заданные орбиты.
В 1965 году Георгий Николаевич Бабакин был назначен главным конструктором ОКБ. Под его руководством произошел значительный прогресс в исследовании космоса с помощью автоматических станций.
С 1965 по 1976 годы создание автоматических лунных станций было одним из приоритетных направлений развития предприятия. В это время были разработаны уникальные аппараты, которые внесли значительный вклад в изучение Луны (4 приоритета мирового значения).
Первая в мире мягкая посадка на Луну
© drive2.ru / «Луна-9» в музее НПО им. Лавочкина
Первый в мире космический аппарат, спроектированный на этом предприятии, успешно совершил мягкую посадку на Луну («Луна-9»). «Луна-10» стала первым искусственным спутником Луны.
Новое поколение станций, таких как «Луна-16», «Луна-20», «Луна-24», осуществило автоматический сбор и доставку образцов лунного грунта с различных участков Луны, включая глубинные слои. Первый автономный ровер «Луноход-1», управляемый с Земли, совершил длительное путешествие по Луне.
Запуск космических межпланетных станций к Венере
© fotokto / Автоматическая межпланетная станция «Венера-9»
За выдающиеся достижения в Лунной программе коллектив ОКБ и завода был удостоен второго ордена Трудового Красного Знамени в декабре 1971 года. С 1967 года начался запуск космических межпланетных станций к Венере, таких как «Венера-4», «Венера-5», «Венера-6» и «Венера-7», которые были разработаны под руководством Г.Н. Бабакина.
Именно посадочный модуль станции «Венера-7» (1970 год) впервые достиг поверхности планеты и передал данные о температуре, давлении и газовом составе атмосферы.
С 1975 года новое поколение станций стали первыми искусственными спутниками Венеры, передавая черно-белые и цветные панорамные изображения окружающей местности, а также брали пробы грунта для химического анализа на борту спускаемого аппарата. Эти исследования имели огромное научное значение для понимания процессов на планете.
Первая в мире станция совершившая мягкую посадку на поверхность Марса
© pokayadoma / Автоматическая станция «Марс-3»
В 1970-х годах предприятие, которое было переименовано в «Научно-производственное объединение имени С.А. Лавочкина», занималось разработкой и подготовкой к запуску автоматических станций «Марс-2» — «Марс-7».
Автоматическая станция «Марс-3» стала первой в мире станцией, совершившей мягкую посадку на поверхность Марса. На этом предприятии были созданы станции нескольких поколений, которые провели обширные исследования планеты Марс и её спутника Фобос.
Впервые переданы на Землю уникальные изображения ядра кометы Галлея
© tabor / Автоматическая станция «Вега-1»
В 1986 году станции «Вега-1» и «Вега-2» впервые передали на Землю уникальные изображения ядра кометы Галлея. Экспедиция впервые в отечественной космонавтике предусматривала последовательное пролетное сближение с целью изучения двух небесных тел — планеты Венера и кометы Галлея.
Благодаря тесному сотрудничеству с учеными-астрофизиками НПО имени С.А. Лавочкина успешно выполнило роль ведущей компании в сфере создания космических астрофизических обсерваторий.
Космическая обсерватория «Астрон» (запущенная в 1983 году) провела в космосе более шести лет, а обсерватория «Гранат» (запущенная в 1989 году) - более девяти лет.
Научные результаты, полученные этими космическими аппаратами, вошли в историю астрофизики и послужили основой для многих научных исследований.
Серия космических аппаратов «Прогноз», созданная в период с 1972 по 1996 год, включала специализированные спутники для непрерывной передачи данных астрофизических исследований, изучения солнечной активности и солнечно-земных связей в реальном времени.
В настоящее время предприятие активно развивается и занимает ведущие позиции в отрасли в области разработки метеорологических космических аппаратов (спутники серии «Электро-Л» и «Арктика-М»), орбитальных астрофизических обсерваторий (космический аппарат «Спектр-РГ»), автоматических межпланетных станций для изучения Луны, Венеры и Марса, а также небольших космических аппаратов серии «Беркут» для национальной многоспутниковой группировки проекта «Сфера» и разгонных блоков «Фрегат».
Опубликовано 2024-06-01.