: UEFIMA.RU: Государственная финансовая политика экономического развития не является моносубьектной: влияние на экономику через финансовую систему осуществляют независимые, отделены друг от друга органы государственной власти - субъекты финансовой политики. Полномочия по проведению финансовой политики обычно закрепляются за институционально обособленными органами власти - центральным банком, которому предоставляется монетарная власть. И министерством финансов, которому предоставляется фискальная власть. Цели и результаты (последствия) монетарной и фискальной политики для экономики могут быть противоречивыми.
Что требует взаимодействия и координации между ними для достижения целей, которые определяются общеэкономической (как синоним - макроэкономической) государственной политикой. Существует необходимость координации двух составляющих финансовой политики. Точкой соприкосновения монетарной и фискальной политик является бюджетный дефицит и политика государственного долга. Именно допустимые размеры бюджетного дефицита являются тем параметром, через который интегрируются фискальная и монетарная политики.
Независимый центральный банк отвечает за стабильность национальной денежной единицы и осуществляет монетарную политику с помощью политики процентной ставки и контроля за денежной массой через предложение ликвидности. Если функция обеспечения финансовой стабильности обычно закреплена за центральным банком законодательно. То функция накопления производительного капитала явно не закреплена ни за одним институтом.
Министерство финансов не имеет четко установленной сферы ответственности. А осуществляет фискальную политику с применением налоговых и бюджетных рычагов в пределах допустимого дефицита (профицита) бюджета.
Фискальная политика призвана решать широкий круг задач в сфере управления экономикой (перераспределительные функции в сфере социального обеспечения, предоставление публичных услуг, справедливость распределения доходов между поколениями) и претерпевает более значительное влияние со стороны политических факторов, чем независимый центральный банк.
Важной институциональной особенностью является гибкость монетарной политики. Т.е. способность центрального банка быстро реагировать в случае нарушения равновесия по сравнению с гораздо менее оперативной фискальной политикой. Фискальной политике присуща историческая обусловленность. Которая заключается в том, что взяты и законодательно закрепленные за государством обязательства невозможно оперативно сокращать. Практика так называемого "ручного управления" возможна в краткосрочном периоде непродолжительное время.
В краткосрочном периоде основной задачей экономической политики является обеспечение экономического роста при сохранении финансовой стабильности. Для чего применяются различные комбинации монетарной и фискальной политики, направленные на стимулирование внутреннего спроса и чистого экспорта.
В долгосрочном периоде взаимосвязь между ними следует рассматривать под другим углом зрения, исходя из влияния обеих политик на накопление производительного капитала (прирост активов секторов нефинансовых корпораций, общегосударственного управления и домохозяйств (в части предпринимательства)) и человеческого капитала.
Накопление капитала не всегда сопровождается его эффективным размещением и ростом ВВП. Однако с позиций стратегии взаимодействия монетарной и фискальной политики для государства, накопление капитала и наращивание источников его финансирования является важной задачей в долгосрочном периоде и должно рассматриваться как ключевой параметр эффективности взаимодействием обеих политик. С учетом фискальной способности государства в части выполнения им обязательств по предоставлению публичных услуг и социального обеспечения.
Опубликовано 2017-06-03.