: UEFIMA.RU: В Средневековье складывается и европейская драма. Вот здесь, действительно, церковь сыграла роль большую, т. к. католическая обрядность предполагает разыгрывать сцены из Нового и Ветхого Заветов во время службы. Сначала это были просто пантомимы к Рождеству (Поклонение волхвов и пастухов Иисусу Христу). Потом возникла литературная драма. Постепенно латинский язык сменился национальным. Пьесы ставились свободным обращением с сюжетом и переносным действием из церкви на уличные подмостки. С XII – XII вв. получают распространение мистерии (ministerium – служба по-латыни, т. е. церковная служба). Этот типично католичекий театр прижился в Европе надолго, в Испании, Италии и странах Латинской Америки он сохранился по сей день. На уличной сцене, сколоченной из простых нетесаных досок, изображалось грехопадение Евы и Адама. Особо талантливый актер исполнял роль дьявола – искусителя. Адама традиционно изображали простодушным и туповатым парнем, а Еву – наивной и доверчивой простушкой.
Затем следовала мистерия о поклонении волхвов новорожденному Иисусу Христу.
Согласно католическому канону, служба ведется на латинском языке, он считается священным. Простонародье латинский не знало, поэтому использовались театральные постановки.
В XII в. во Франции возник театральный же жанр мираклей (miracle – «чудо» по-французски). Здесь опять же обыгрывались эпизоды из Священной Истории, но с дополнениями, подсказанными народной фантазией. В миракле Жана Боделя «Игра о св. Николае» зрители видели следующее.
Рыцарь попал в плен к сарацинам (мусульманам). Под плащом он хранит статую св. Николая. Местному царю он объясняет, что св. Николай имеет способность охранять сокровища от воров. Тогда царек удаляет стражу из своей сокровищницы, поставив там изображение христианского святого.
Естественно, в ту же ночь все там находящееся воры уносят полностью. Теперь рыцарю грозит смерть. Он начинает усиленно молиться святому, после чего тот спускается с небес, находит воров с поличным и приводит их во дворец. После всего случившегося, местный властитель принимает христианство и отпускает рыцаря с миром домой. Такого рода постановки производили на собравшихся более убедительное воздействие, нежели служба на непонятном языке.
Однако только религиозными сюжетами театр Средневековья не ограничивался. Большое распространенные в городах получил фарс – народная комедия часто с весьма откровенным содержанием. Там воспевались все известные и поныне человеческие пороки, плюс – специфика средневекового быта, нам подчас неизвестная. Все остроты, произносимые актерами, попадали в цель. Сидящие в зале, или на улице зрители, в основном – мужчины, покатывались со смеху. Особенно доставалось католическим монахам, и тому времени потерявшим святость (был уже XIII в.) и занимавшимися самыми житейскими делами. Здесь же попадало царственным судьям, шарлатанам – врачам, и, конечно, ненавистным феодалам, мешавшим свободной жизни народов.
Один из фарсов, под названием – «Чан»: жена и теща издеваются над мужем. Они заставляют его нянчить детей, стирать белье, готовить еду (Все наоборот!). Написали на бумаге целый список его обязанностей, что и когда он должен делать, все по порядку. Случается так, что жена, стирая белье сама, свалилась в большой чан с грязной водой. Выбраться оттуда она не может и зовет мужа. Дело в том, что в списке обязанностей как раз о вытаскивании жены из чана ничего и не говорится. Все кончается хорошо, но жена перестает издеваться над мужем.
Опубликовано 2017-10-07.