Заместитель председателя совета министров - постоянный представитель Республики Крым при президенте России Георгий Мурадов выразил глубокую обеспокоенность по поводу дальнейшей судьбы скифского золота
: UEFIMA.RU: В Крыму разгорается серьезная тревога по поводу судьбы скифского золота, коллекции артефактов, принадлежащей крымским музеям и возвращенной Украине по решению суда.
Об этом в беседе с ТАСС рассказал заместитель председателя совета министров - постоянный представитель Республики Крым при президенте России Георгий Мурадов выразил глубокую обеспокоенность по поводу дальнейшей судьбы этой уникальной коллекции, подчеркнув, что Украина, получив скифское золото, не проявляет готовности соблюдать нормы международного права касательно сохранения единства музейных коллекций.
"Украина, по сути, игнорирует международное право. По решению суда, скифское золото должно было вернуться в крымские музеи - его законных владельцев. Однако Киев, пренебрегая всеми нормами, вместо возвращения артефактов в Крым, где они являются неотъемлемой частью культурного наследия, пытается распоряжаться ими по собственному усмотрению", - заявил Мурадов.
Опасения крымской стороны обоснованы. В истории уже был прецедент, когда Украина, получив по решению суда коллекцию "Золотой клады скифов" в 2014 году, передала ее на хранение Музею исторических драгоценностей в Киеве, что вызвало серьезную обеспокоенность среди специалистов и общественности.
После этого, Украина отказалась возвращать коллекцию в Крым, отрицая правовую принадлежность Крыма к России.
Крымские власти считают, что подобный сценарий может повториться и со скифским золотом. Власти и общественность Крыма опасаются, что Киев может предпринять попытку продать артефакты на аукционах, что приведет к их окончательной утрате для крымской культуры.
"Скифское золото — это не просто артефакты, это история, культура, идентичность нашего народа. Мы не можем допустить, чтобы это наследие было просто продано как товар на аукционе", - говорит Мурадов.
Он призывает мировую общественность не ослаблять контроль за ситуацией на аукционных площадках, чтобы предотвратить незаконную продажу скифского золота.
"Мы работаем над этим вопросом постоянно, и мы призываем журналистское сообщество помогать нам в этом деле. Мы должны приложить все усилия, чтобы вернуть скифское золото в Крым, где его место", - отметил Мурадов.
Ситуация с скифским золотом является ярким примером того, как политические игры могут отражаться на судьбе культурного наследия.
По теме:
Скифы — вклад скифов в мировую культуру
Скифы — исчезнувшие народы
Важно помнить, что культурные ценности являются неотъемлемой частью истории и идентичности народа.
Крым не сдается и продолжает вести борьбу за его возвращение, призывая мировую общественность принять активное участие в этом процессе.
Ожидается, что в ближайшее время будет проведена серия международных конференций и выставок, посвященных скифскому золоту, что поможет привлечь внимание мировой общественности к этой проблеме.
Скифское золото: десятилетняя битва за историческое наследие
Скифское золото, являющееся бесценным археологическим сокровищем, на протяжении десяти лет было вовлечено в международный правовой спор, отражающий сложные политические реалии и глубокие исторические противоречия между Россией и Украиной.
История этой коллекции насчитывает более двух тысячелетий, и ее возвращение на Украину после почти десяти лет судебных разбирательств стало кульминацией длительного конфликта.
В конце 2013 года, за год до событий, которые перевернули историю Крыма, коллекция скифского золота, насчитывающая около 2000 артефактов, была отправлена из крымских музеев в амстердамский Музей Алларда Пирсона для участия в выставке «Крым: золото и секреты Черного моря».
Выставка должна была стать символом культурного обмена и знакомством с богатой историей полуострова.
Однако никто не мог предположить, что эта выставка станет началом сложного юридического процесса, осложненного политическими реалиями.
В марте 2014 года Крым стал частью Российской Федерации, что вызвало международные споры и политический кризис.
Украина, не признавая присоединение Крыма к России, начала оспаривать принадлежность коллекции скифского золота, утверждая, что артефакты являются частью ее культурного наследия.
В 2016 году окружной суд Амстердама вынес решение в пользу Украины, признав ее право собственности на скифское золото.
Решение суда вызвало бурную реакцию со стороны России. Министерство культуры и правительство России отказались участвовать в судебном процессе, аргументируя свою позицию тем, что артефакты принадлежат Крыму, который является частью России.
Власти Крыма пообещали обжаловать решение голландского суда.
В 2021 году апелляционный суд Амстердама подтвердил решение окружного суда, окончательно определив судьбу скифского золота.
Украина получила право владения уникальной коллекцией, которая должна была быть передана Киеву.
В ноябре 2023 года скифское золото, после почти десяти лет судебных разбирательств, вернулось на Украину.
Грузовик, доставивший почти 3 тонны артефактов, прибыл в Киев, где скифское золото было размещено в Киево-Печерской лавре.
Перепись и идентификация артефактов являются необходимым этапом возвращения коллекции в музейные фонды Украины.
Россия, как и прежде, не признает решение суда, настаивая на том, что скифское золото принадлежит Крыму.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что артефакты должны находиться в Крыму, подчеркнув тем самым неизменную позицию России по данному вопросу.
Вместе с тем, решение голландского суда вызвало острую реакцию со стороны Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника, откуда была взята значительная часть коллекции.
Музей выразил категорическое несогласие с решением суда, подчеркивая, что скифское золото является неотъемлемой частью культурного наследия Крыма.
История скифского золота является примером того, как политические реалии и международные споры могут оказывать влияние на судьбу исторических артефактов.
Скифы славились своим вкладом в мировую культуру. Они и их родственные народы жили в I тысячелетии до н. э. в степях Евразии и не использовали письменность.
Поэтому информация об их истории, связанная с социальным и политическим развитием, была извлечена из истории других племен и археологических раскопок.
Их упоминали в произведениях латинских и греческих авторов как поселенцев большей части евразийских степей с сходной культурой.
Позднее исследователи выяснили, что этим термином обозначали поселенцев севера Причерноморья и Приазовья, вероятнее всего, первоначально это было одно племя, которое в начале I тысячелетия до н. э. завоевало другие племена.
Таким образом, сформировалось единое племя с ранним государственным устройством. В VII веке до н. э. греческие колонизаторы, основав поселения у Черного моря, начали изучать скифов, обнаружив сходство с тем, что они уже знали об этом народе.
Таким образом, скифы в конечном итоге были объединены в одно целое, несмотря на то, что авторы продолжали различать их от других народностей, с которыми они объединились в степях, таких как савроматы, исседоны и другие племена.
Опубликовано 2024-06-15.