Первая встреча министров финансов и глав центральных банков стран БРИКС прошла под председательством России
: UEFIMA.RU: Состоялось первое заседание встречи министров финансов и глав центральных банков стран БРИКС под председательством России. Министр финансов России Антон Силуанов, дал интервью бразильской ежедневной газете Folha de S.Paulo.
Газета Folha de S.Paulo: Первый вопрос касается встречи БРИКС, которая проходит сегодня. Что вы планируете обсудить на этой встрече? Каковы приоритеты России?
Силуанов: В рамках БРИКС обсуждается ряд традиционных вопросов, таких как глобальные экономические проблемы, развитие инфраструктуры и содействие экономическому росту. В качестве финансовой темы председательства в этом году Россия хотела бы поднять вопрос об анализе и пересмотре международной валютно-финансовой системы, ее функционировании и эффективном удовлетворении интересов всех стран-участниц.
Мы хотели бы предложить создать уникальную и независимую платежно-расчетную систему, выходящую за рамки политики и основанную на новых цифровых технологиях.
Да, Россия находится под ограничениями и санкциями. Однако наша страна активно торгует со странами БРИКС. Центр мировой экономики смещается в эти страны, а также на Восток. Для успешных торговых отношений важно иметь стабильную платежную систему. Поэтому данная тема будет интересна партнерам по БРИКС. Это инновационный шаг вперед для существующей системы с точки зрения платежей, передачи финансовых сообщений и функционирования финансовых институтов.
- Два года назад на российскую экономику были наложены тысячи санкций. Однако, вопреки прогнозам Центрального банка РФ и других ведомств, российская экономика продемонстрировала удивительную жизнеспособность, устойчивость и хорошие темпы роста. В чем причины такого роста и стабильности российской экономики?
Силуанов: Темпы экономического и промышленного роста составили 3,6% и 3,4% соответственно. Реальный национальный доход увеличился на 5,4%. Это очень важно. Несмотря на все ограничения и санкции, люди чувствуют, что их доходы растут. Инвестиции выросли на 10,5 %. Это говорит о том, что мы смогли вовремя адаптироваться и создать необходимые условия для поддержки бизнеса и граждан.
Те, кто вводит санкции, рассуждают, что "российская экономика будет разорвана в клочья" или что она сократится на 10-20%. Но этого не произошло. Почему? Потому что в последние годы мы проводили и будем проводить ответственную бюджетную и экономическую политику. Это и сбалансированные бюджеты, и бюджетные правила, и целевые показатели инфляции, и колебания курса рубля. Бюджетные принципы и правила, которые мы изучаем, позволят минимизировать влияние санкций.
Мы использовали бюджетные средства для поддержки нуждающихся граждан, особенно семей с детьми, и ввели соответствующее единое пособие. Мы повысили пенсии до уровня ниже инфляции. Мы использовали бюджет для обеспечения технологической независимости и поддержали такие ключевые отрасли экономики, как авиастроение и автомобилестроение. Мы сделали все необходимое для обеспечения технологического суверенитета, включая развитие электроники и станкостроения.
Все это делалось в условиях жесткого бюджетного контроля, и в прошлом году дефицит составил менее 2%, то есть 1,9%. Соответствующий вывод можно сделать, взглянув на фискальные дисбалансы в странах, где были введены ограничения.
Кроме того, Центральный банк России разработал собственную систему платежных карт "Карта МИР". Поэтому прекращение сотрудничества со SWIFT, VISA и MasterCard никак не повлияет на платежные возможности.
Ответственная макроэкономическая и бюджетная политика, меры центрального банка по внедрению независимых платежных инфраструктур, концентрация ресурсов на помощи нуждающимся в государственной поддержке и технологические разработки - все это создало условия для тех результатов, которых мы достигли в прошлом году.
В этом году, кстати, мы планируем ограничить дефицит бюджета менее чем 1 % ВВП. Иными словами, мы намерены придерживаться жесткой бюджетной политики, которая во многом помогает в этой непростой ситуации.
- Однако недавно Центральный банк Российской Федерации заявил, что российская экономика перегрета - в основном за счет увеличения государственных расходов на оборону. Если этот рост основан на государственных расходах, то как будет расти российская экономика после окончания войны? Будут ли у нее средства на развитие?
Силуанов: Верно. Бюджет за последние два года составил 10 % ВВП. Но важно то, что инвестиции выросли более чем на 10 %. Это финансирование частного сектора. Государство и частный сектор начали инвестировать в новые технологии и новые отрасли в рамках государственно-частного партнерства и совместных действий.
Давайте посмотрим на это: 2014 год стал первым годом, когда были введены санкции против России. Тогда мы отказались от импорта продовольствия и полностью перешли на отечественное производство. Мы обеспечили себя продовольствием, произведя все, что раньше импортировали. Сегодня мы находимся в похожей ситуации. Мы также вкладываем ресурсы, чтобы стать независимыми от Запада на самых важных технических позициях. На эти цели выделяются как бюджетные, так и частные средства.
Кстати, наши бизнесмены теперь вкладывают свои деньги в собственную страну, в то время как раньше частное состояние часто уходило за границу. Наша страна надежна и обеспечивает хороший доход. А это, помимо прочего, источник новых инвестиций. Что касается вопроса о том, что заставляет нас расти, то мы можем расти за счет дальнейшего развития технологий и инфраструктуры. Это хороший источник роста.
- Сегодня утром министр финансов США Йеллен объявила о планах Группы семи использовать 285 миллиардов долларов в российских активах, замороженных по всему миру. Некоторые лидеры, включая президента Владимира Зеленского, призвали использовать эти средства для восстановления Украины. Как вы на это смотрите?
Силуанов: Это связано с тем, что будут подорваны основы всей международной финансовой системы. Что мы заморозили до сих пор? В основном резервы центральных банков. Резервы центральных банков всегда хранились отдельно от политики и были надежно защищены всеми законодательными и правовыми системами. Теперь предлагается сломать эту систему. Это связано с тем, что любая попытка нанести вред России бумерангом вернется к тем, кто это сделал.
Если такое произойдет, ответ будет симметричный: мы имеем замороженные финансовые активы западных стран в России – на адекватную сумму. Отмечу, что реальные активы компаний с участием иностранных инвесторов работают и будут продолжать работать в нашей стране, мы всячески это поощряем. Но финансовые активы, которые держат иностранные компании из недружественных стран, также могут стать, в случае определенных действий, объектом для заморозки и использования на нужды Российской Федерации.
- Вы говорите, что фокус российской экономики смещается на Восток. Ваши отношения с Индией и Китаем углубляются. Растет и объем сделок в китайских юанях. Совсем недавно президент Бразилии Лула заявил, что нам необходимо покончить с гегемонией доллара в международных расчетах. Согласны ли вы с этим мнением? Планируете ли вы использовать в такой схеме бразильский реал, а также другие национальные валюты, в частности?
Силуанов: Мы согласны с мнением президента Лулы о том, что стабильность доллара и его основы как резервной валюты подрываются. Это равносильно решению заморозить валютные резервы других стран. Доллар уже подорвал свои основы. Поэтому Российская Федерация уже сейчас более 85% своего товарооборота покрывает рублями, юанями и другими валютами своих торговых партнеров.
Что касается использования реала, то здесь все зависит от товарооборота. Объем торговли с Бразилией невелик - 10-11 миллиардов долларов, но есть возможность его увеличить. И чем больше мы будем торговать друг с другом, тем больше валют будет использоваться для расчетов. Поэтому я думаю, что будущая задача - это расчеты в национальных валютах и в цифровых валютах центральных банков, над чем мы сейчас работаем в рамках БРИКС.
- В качестве последнего вопроса, министр, почему вы не остаетесь для участия в заседании G20? Есть ли какие-то требования со стороны ваших западных партнеров?
Силуанов: Нет, что касается демарша, то, к сожалению, мы к нему уже привыкли. Мы постоянно обсуждаем экономику и государственные финансы, но, тем не менее, наши коллеги на Западе всегда хотят сделать это политической темой. В самом деле, 29 февраля президент России обратится к Федеральному собранию. Для нас это важное время. Там будут озвучены инициативы и задачи, которые мы будем реализовывать в ближайшие годы. Это важное политическое событие, и мы не можем позволить себе не принять в нем участие.
Мы хотим участвовать в G20 и всегда стараемся участвовать, но выступление президента важнее.
Опубликовано 2024-02-29.