Неуклонное увеличение цен на продукты питания в России вызывает значительное беспокойство как у государственных структур, так и у граждан
: UEFIMA.RU: Постоянный рост цен на продукты питания в России вызывает серьезную обеспокоенность как у правительства, так и у населения.
Несмотря на сезонные колебания, которые обычно влияют на стоимость некоторых товаров, нынешнее подорожание носит системный характер, не поддающийся регулированию исключительно административными методами.
Эксперты единодушно заявляют о необходимости комплексного подхода, включающего не только краткосрочные меры реагирования, но и долгосрочные стратегии, направленные на увеличение производства и повышение эффективности всей продовольственной цепочки.
Заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Патрушев, реагируя на критическую ситуацию, провел совещание с участием профильных министерств и Банка России.
Ключевым итогом встречи стало жесткое поручение – в течение двух недель стабилизировать цены на продовольствие.
Это требование подкреплено указанием на ежедневный мониторинг рынка, что демонстрирует серьезность намерений правительства.
Однако, двухнедельный срок вызывает определенные вопросы у экономистов. Многие считают его недостаточным для решения проблемы, корни которой лежат значительно глубже, чем текущие рыночные колебания.
Совещание в правительстве, судя по сообщениям, обсуждало как оперативные меры (например, временные ограничения на экспорт отдельных продуктов, субсидирование производителей), так и стратегические решения.
В заключение, поручение Дмитрия Патрушева о стабилизации цен в течение двух недель – это скорее демонстрация политической воли, чем реалистичный план решения комплексной проблемы.
Для достижения устойчивого результата необходимо применение многогранного подхода, включающего борьбу с инфляцией, решение логистических проблем, инвестиции в сельское хозяйство и эффективное антимонопольное регулирование.
В противном случае, любые краткосрочные меры будут лишь временным решением, неспособным устранить глубинные причины постоянного роста цен на продукты питания.
Подорожание продуктов питания в России продолжает беспокоить как население, так и правительство.
Несмотря на заявления о необходимости остановить рост цен и поручения заместителя председателя Правительства Дмитрия Патрушева профильным ведомствам, ситуация остается без изменений.
Сезонные факторы, которые обычно несколько смягчают ситуацию, на этот раз оказались бессильны перед мощным инфляционным давлением.
Двухнедельный ультиматум, поставленный перед ведомствами, вызывает скептицизм у экспертов, уверенных в неэффективности чисто административных мер.
Дело в том, что арсенал инструментов, которыми располагает правительство для борьбы с ростом цен, довольно ограничен и, судя по многолетней практике, малоэффективен.
Традиционные методы, используемые годами, не приносят ощутимых результатов. Вызовы производителям и торговым сетям с последующим заключением "добровольных" соглашений о ограничении роста цен на 5% оказываются лишь временной мерой.
Обещания быстро забываются, и цены вновь начинают расти после нескольких недель или месяцев.
Регулярные рейды и контрольные закупки, сопровождающиеся штрафами за превышение установленного порога накрутки, также не дают долгосрочного эффекта.
"Замораживание" цен на социально значимые продукты – мера, применяемая в прошлом, доказала свою несостоятельность.
Она лишь временно сдерживает рост цен, приводя к дефициту товаров и искусственному созданию "черного рынка".
Проблема усугубляется тем, что традиционные административные методы не учитывают глубинных причин инфляции.
Рост цен на продукты питания обусловлен множеством факторов, включая глобальные тенденции на мировых рынках, издержки производства и логистики, ухудшение состояния инфраструктуры, климатические изменения, влияющие на урожайность, и, конечно, спекулятивные действия отдельных игроков на рынке.
Простое административное давление на производителей и торговые сети не способно решить эти комплексные проблемы.
Недавнее повышение ключевой ставки Центробанком до рекордных 21% годовых, предпринятое с целью борьбы с инфляцией, также не привело к желаемому результату.
Более того, продуктовая инфляция ускорилась, превысив инфляцию непродовольственных товаров в четыре раза.
Данные за неделю с 22 по 28 октября подтверждают эту тенденцию: рост цен на продовольствие составил 0,27%, что на 0,07% выше показателя предыдущей недели, а в годовом выражении ускорился с 8,52% до 8,61%, достигнув максимума за 43 недели.
Это свидетельствует о том, что монетарная политика, сама по себе, не является панацеей от продовольственной инфляции.
Для эффективной борьбы с ростом цен необходим комплексный подход, включающий не только административные меры, но и структурные реформы.
Однако, даже комплексный подход не гарантирует мгновенных результатов. Борьба с инфляцией – длительный и сложный процесс, требующий координации действий правительства, Центробанка и всех участников продовольственного рынка.
Минсельхоз, МЭР и ФАС выступили против регулирования цен на социально значимые продукты
Министерство сельского хозяйства (Минсельхоз), Министерство промышленности и торговли (Минпромторг) и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России единогласно выступили против введения государственного регулирования розничных цен на социально значимые продукты питания.
Это решение, отраженное в протоколе заседания правительства и опубликованном агентством «Интерфакс», мотивировано опасениями о негативном влиянии на рынок и потенциальном дефиците товаров.
Вместо жесткого ценового контроля ведомства предлагают альтернативный подход, основанный на добровольном сотрудничестве с участниками рынка.
Этот подход предполагает расширение списка продуктов, на которые производители и торговые сети будут рекомендованы к ограничению наценок.
Список, по всей видимости, будет составляться с учетом анализа потребительской корзины и данных о реальном потреблении разных социальных групп.
Ключевым элементом новой стратегии является координация информационной политики.
Ведомства намерены предотвратить распространение панических настроений и спекуляций, которые могут искусственно спровоцировать рост цен.
Для этого планируется создание прозрачной системы мониторинга цен, публикация регулярных отчетов о ценовой ситуации и активное взаимодействие со СМИ для распространения объективной информации.
Это особенно важно в условиях растущей инфляции и геополитической нестабильности, которая влияет на ценообразование во многих секторах экономики.
Предложение о добровольном ограничении наценок получило поддержку со стороны представителей отрасли. Дмитрий Востриков, исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз», отметил, что универсальное сдерживание цен для всех слоев населения неэффективно и даже может быть вредно.
Более целесообразным он считает введение адресных мер поддержки малообеспеченных граждан.
Это может быть реализовано, например, через персонализированные скидки в продуктовых магазинах, специальные программы лояльности или талоны на покупку социально значимых товаров.
В этом случае государство может оказывать субсидирование торговым сетям, которые предоставляют такие скидки, что сделает программу экономически жизнеспособной. Возможно также привлечение благотворительных организаций для дополнительной помощи нуждающимся.
Совещание, проведенное 31 октября вице-премьером Дмитрием Патрушевым, подчеркнуло серьезность ситуации.
Он дал поручение заинтересованным ведомствам разработать и внедрить комплекс мер в течение двух недель.
Данные Минэкономики свидетельствуют о росте цен на продовольственные товары, который, хотя и составляет 0,48% за неделю (с 22 по 28 октября), тем не менее, вызывает тревогу в долгосрочной перспективе.
Особую обеспокоенность вызывает значительный рост цен на отдельные продукты, такие как сливочное масло, цена которого выросла на 25,7% с начала года.
Рост обусловлен целым рядом факторов: повышением стоимости сырья (молока), увеличением расходов на логистику и энергетику, а также спекулятивными процессами на рынке.
Для предотвращения подобных скачков цен в будущем необходимо комплексное решение, включающее не только ограничение наценок, но и поддержку отечественных производителей, развитие сельскохозяйственной инфраструктуры и усиление контроля над ценообразованием на всех этапах – от производства до розничной торговли.
Опубликовано 2024-11-03.