В период Империи театр мимов стал популярен в крупных городах, включая Рим, где он назывался "мимической ипотезой". Политическая направленность мимов была осознанно смягчена в пользу правящих классов, которые стремились отвлечь внимание народа от общественно-политических проблем
: UEFIMA.RU: Мимы — у древних греков и римлян название многих видов низового народного театра деревни и города: представлений шутов, гимнастов, фокусников, плясунов, акробатов, дрессировщиков и так далее.
Название мимы носил и театр народной комедии. В древней Греции мимами назывались также актеры, участвовавшие в мимических представлениях. Возникнув первоначально как самодеятельный театр земледельцев и ремесленников, театр мимы превратился впоследствии в профессиональный театр «низших» классов, получивший особенно широкое распространение в эллинистическую эпоху, то есть в 4-2 веках до н. э.
Широкий народный характер театра мимы явствует уже из того, что Аристотель противопоставлял «смех свободнорожденных граждан мимическому хохоту для рабов». В театре мимы впервые появились в качестве актеров рабы и женщины.
В репертуаре театра мимы, включавшем небольшие сцены с пением, пляской, акробатикой и так далее, были ярко отражены быт и жизнь народных масс.
Видное место в таком театре занимала острая политическая сатира, направленная против правящих классов, и злая сатирическая пародия, издевавшаяся над царями и богами, героями высокой трагедии. В отличие от исполнителей последней, актеры театра мимы играли без масок.
Мимы оказали влияние на комедию Аристофана. Литературную обработку комедия мимы получила у поэтов Эпихарма (5 век до н. э.), Софрона, Ксенарха (все трое жили в Сицилии) и у Города (3 век до н. э., Александрия). Первые трое писали прозой, последний — стихами.
В Древнем Риме мимы — это профессиональный театр, также имевший источником самодеятельный театр трудовых классов и носивший тот же характер, что и в Древней Греции.
Подобно Греции, в Риме женщина также впервые явилась на сцене в театре мимы. Представления мимы давались в городских театрах не на всей сцене, а на просцениуме перед «мимической занавеской». В эпоху Империи театр мимы появился в больших городах и в самом Риме под именем «мимической ипотезы».
Общественно-политическая заостренность мимы уже сознательно притуплялась в угоду правящим классам, желавшим отвлечь внимание народных масс от общественно-политических вопросов.
Пользуясь сюжетами современного быта, а также взятыми из истории и мифологии, «мимическая ипотеза» была пестрым театральным жанром, в котором авантюрные похождения переплетались с эротическими анекдотами, проза — со стихами, танцы — с акробатическими номерами.
Искусство мимы в обоих смыслах — народной комедии и представлений шутов, гимнастов и тому подобных — широко распространилось по территории Римской империи.
После распада Римской империи, взамен разлагавшейся «мимической ипотезы», опять восстанавливаются более примитивные формы мимы, сливаясь с фольклорным творчеством.
Существует теория (Э. Рейх и другие), по которой средневековый жонглер, увеселитель народных ярмарок является прямым потомком римского мима — шута, плясуна, акробата и так далее.
Впоследствии элементы мимы проникли в такие театрально-драматургические жанры, как фарс и комедия масок.
Опубликовано 2017-10-07.