: UEFIMA.RU: Религия – одна из главных составляющих любой цивилизации. Нет ни одного народа, который не имел бы какие-либо религиозные верования. Даже атеизм – просто другая сторона религии. Что же это за такая сила, почему она много тысячелетий живет в сознании всего человечества? Отчего на Земле нет человека, который не слышал бы этого слова? Традиционное объяснение термина «религия» - вера в бога или богов. Но это не совсем так. Во-первых, у некоторых древних народов богов как таковых не было – они поклонялись священным камням, деревьям, животным, душам умерших предков. Магия – тоже разновидность религии, но она не предполагает наличия бога. Также в некоторых религиях (конфуцианство, буддизм) предметом поклонения является достигший уровня святости человек.
Каковы же особенности религии, в чем ее суть? Происхождение самого термина объясняют по-разному. Самые распространенные - две точки зрения: от латинского слова religio (святость, благочестие) и от латинского же relegare (связывать, объединять). В любом случае появилось это явление в глубокой древности. Теологи и некоторые ученые полагают, будто религия присуща человечеству с момента его возникновения. Но видимо это не так. Религиозные верования появились на определенном этапе развития человечества в момент перехода его от дикого полуживотного состояния к хотя и примитивной, но все же цивилизации.
Представления людей о богах и религиозные верования менялись с течением времени у разных народов. Самые примитивные формы религии – анимизм (вера в духов), шаманство, магия и прочее. С развитием цивилизации появляются боги, которые представляли собой персонифицированные силы природы, а также явления, от которых зависела жизнь человека тех времен.
Религии в древних цивилизациях
В древних цивилизациях религии были политеистичными, то есть богов имелось много. В Древнем Египте, Китае, Индии, Междуречье, у народов Южной и Центральной Америки, в Древней Греции и Риме боги по сути составляли целый клан, подобно обычной человеческой общине или роду.
Каждый из них отвечал за определенную сферу жизни человека или природное явление. Богов стали делить на злых и добрых, в зависимости от тотго, за что они отвечали. Позже появялются монотеистические религии, в которых бог один. В частности, таковой является иудейская вера в единого бога Яхве. Это древнейшая монотеистическая религия. Позже по ее следам появляются и другие верования.
В настоящее время существуют три мировые религии. Они называются так потому, что охватывают не одну страну или народ, а значительную часть земного шара, а также не связаны с национальной или этнической принадлежностью верующего. Это христианство, ислам и буддизм. Последний появился еще в 6 веке до н. э., его основал Гаутама-Будда, который впоследствии был обожествлен. Христианство возникло в 1 в., ислам – в 7 в.
Кроме мировых религий важное место в мировой культуре занимают национальные религии, которые характерны для какого-либо одного народа или государства. К ним относятся синтоизм (Япония), иудаизм (Израиль, а также евреи по всему миру), индуизм (Индия).
Внутри крупных религий существуют различные течения и направления. Как известно, христианство подразделяется на православие, католицизм и протестантизм; ислам – на шиитское и суннитское направления; буддизм – на тантризм, хинаяну и махаяну. Также внутри каждого из направлений существуют разнообразные секты, группировки, течения. В последние десятилетия появляются всевозможные новообразованные религии.
Какова же роль религии в культурной жизни человечества, почему оно не может обойтись без религиозных верований? На этот вопрос в течение многих столетий пытались ответить многие ученые. Трактовки религии самые разнообразные. Например, атеист и материалист Людвиг Фейербах полагал религию результатом отчуждения человеком своего «Я», передачи своей сущности некоему высшему существу. По мнению Эмиля Дюркгейма, в основе религии лежит стремление людей к чему-либо священному, обладающему высшим и непререкаемым авторитетом. Это нечто и является божеством. Психоаналитик Зигмунд Фрейд видел в религиозных верованиях проявление невроза.
Карл Маркс и Фридрих Энгельс считали, что религия – это фантастическое отображение в человеческом сознании сил природы и различных стихий. Марксисты считают, будто религиозная вера происходит от недостатка знания – свое неумение объяснить различные феномены в жизни природы, общества, вселенной человек, компенсирует верой в сверхъестественное. Кстати, знаменитый афоризм Маркса «религия есть опиум народа» (а не «для народа», как часто произносят!) означает, что народ утешает себя религиозным выдумками вместо того, чтобы искать истину.
Хотя атеисты столетиями боролись с религией и убеждали в ее несостоятельности, однако эта форма человеческого сознания не только продолжает существовать, но занимает очень крепкие позиции. Число верующих исчисляется миллиардами. В чем же сила религии, какова ее сущность?
Прежде всего, следует определить характерные особенности религии, ее отличие от иных форм человеческого сознания. Первая особенность состоит в разделении мира на материальную составляющую и сверхъестественную силу. Во-вторых, эти две ипостаси взаимосвязаны. Третья особенность – признание приоритета духовного сверхъестественного мира над материальным. Сверхъестественное на самом деле верующим таковым не считается, он убежден в реальном существовании потусторонних сил. Религия, в отличие от науки, базируется не на точном знании, а на вере, убежденности.
В любой религии есть три главных составляющие – чувство, ритуал и организация. Религиозное чувство – это как раз убежденность в существовании высших сил, управляющих природой, обществом и жизнью отдельного человека.
Религиозное чувство предполагает набор представлений о богах, духах, ангелах, демонах и прочих потусторонних существах, а также соответствующий психологический и эмоциональный настрой верующего. Религиозный ритуал или культ – это совокупность действий, с помощью которых верующий осуществляет связь с богом и обороняется от злых сил. Сюда относятся молитвы, жертвоприношения, обряды, праздники, прочие ритуалы. Религиозная организация – это способ объединения верующих для отправления культа. Это церковь, секта, община и прочее.
Вера присуща не только религиозным представлениям. Можно, например, верить в разум, в идеалы коммунизма, в рыночную экономику, в любимого вождя, в могущество науки. Вера подразумевает убежденность в существовании чего-либо при отсутствии точных доказательств этого существования. Но религия от других проявлений веры отличается именно поклонением потусторонним, неземным, нематериальным сущностям. Она не только не требует доказательств существования бога или сатаны, но и сам поиск таких доказательств полагает кощунственными. Религиозное сознание внутренне присуще верующему, это способ его духовного существования, основа его мировоззрения. Для верующего божественная сфера непостижима человеком в принципе, она таинственна, недоступна. Приблизиться к ее пониманию обычный человек не в состоянии, на это способны только святые или особо отмеченные богами священнослужители, да и то ограниченно.
Идеалом и образцом может быть только бог, человек же несовершенен в принципе. Это идеологическая основа любой религии.
Однако человек может как-то воздействовать на потусторонние силы. Бога можно упросить, задобрить, уговорить, совершив для этого определенный ритуал. От сатаны и демонов можно отбиться молитвой, каким-либо священным предметом (например, крестом, святой водой).
Учения крупнейших религий оформлены в специальные книги, которые священны для верующих и каждое слово которых признается истинным и не подлежащим сомнению. Такими книгами, например, являются Библия, Коран, Тора, Веды. Формулы этих книг признаются догматами, то есть нерушимыми и неизменяемыми базовыми положениями вероучения. Священные книги играют огромную роль в системе религиозного вероучения. Их толкованием и углубленным изучением занимаются специалисты, называемые теологами или богословами.
В древних культурах теология была исключительным делом жрецов. Например, в Древнем Египте только они имели право читать и составлять религиозные тексты и толковать волю богов. Жрецы составляли замкнутую касту, в состав которой посторонние не допускались.
Знания жрецов были закрыты не только для народа, но даже для аристократов
Сейчас теология – важная составляющая любой религии, хотя прежней замкнутости уже нет. Напротив, каждый верующий обязан читать и знать священные книги. Верующие должны совершать определенные действия, чтобы установить связь с богом и заслужить его милость. Это не только молитвы и ритуалы, но и практические действия. К таковым, например, относятся пожертвования церкви, помощь бедным, благотворительность, пропаганда религиозных ценностей. Практическая деятельность дополняет духовную, в результате чего достигается слияние человека с богом. Выполнение религиозных заветов служит основанием для перехода человека после смерти в новую счастливую жизнь.
Учение о загробной жизни характерно для всех религий. Согласно церковным догматам, верующий, выполняющий все предписания священных книг и ведущий праведную жизнь, может рассчитывать на попадание в рай, в то время как грешники будут обязательно наказаны. Вера в загробную жизнь формирует и определенное поведение, а также жизненные ценности и идеалы. В опосредованном виде все это проявляется в культуре, искусстве, в повседневной жизни.
Таким образом, религия – это форма человеческой культуры, которая проявляется в особенном чувственном восприятии окружающей действительности, как созданной божественной силой и управляемой ей.
Включая в себя чувство, культ и организацию, религия формирует особую систему ценностей, которая управляет поведением и всей жизнью человека.
Опубликовано 2017-10-08.