: UEFIMA.RU: Исследование ученых университета Калифорнии (Сан-Диего) предполагает, что привлекательность человека, находящегося в группе людей, повышается за счет усреднения черт лица («эффект черлидера»). Результаты одного из недавних исследований предполагают, что так называемый «эффект черлидера» может быть близким к правде. Ученые из университета Калифорнии (Сан-Диего) говорят о том, что во время наблюдения за группой людей черты лица участников «усредняются». Это значит, что люди начинают восприниматься как более привлекательные, чем, если бы они рассматривались поодиночке.
Результаты исследования были опубликованы в издании «Психологическая Наука». Для их получения ученые провели пять экспериментов с участием более 130 студентов-выпускников. В одном из экспериментов участникам демонстрировались фотографии ста людей; задание участников состояло в определении привлекательности этих людей по определенной шкале.
Человек, показанный на фотографиях, иногда появлялся с двумя другими людьми одинакового с ним пола; в других же случаях он находился на изображении в одиночестве. Результаты этого эксперимента показывают, что в целом участники оценивали индивидов, являющихся частью группы, как более привлекательных, чем, если бы они были на фотографии одни.
Исследователи отмечают, что в пределах измерений привлекательности нахождение в группе способно повысить соответствующий показатель человека с 49% до 51%. В другом эксперименте участникам демонстрировались фотографии людей по отдельности, входившие в состав коллажей по 4, 9 или 16 снимков.
Исследователи обнаружили, что люди на фотографиях коллажа все равно оценивались как более привлекательные, чем на индивидуальных снимках.
«Эффект черлидера» связан с когнитивными явлениями
Ученые считают, что этот «эффект черлидера» может быть результатом «когнитивных явлений». Они объясняют, что, во-первых, наша зрительная система способна автоматически вычислять «массовые представительства» лиц, наличествующих в группе. Во-вторых, индивидуальные участники группы могут иметь склонность к среднему показателю представительства, и, наконец, мы воспринимаем средние лица в качестве более привлекательных.
Они добавляют: «Взятые вместе, эти явления предполагают, что индивидуальные лица будут казаться более привлекательными в группе, так как имеют сходство со средним лицом (его привлекательность выше, чем в отдельных членов группы)»
Ученые также были удивлены тем, что люди, обычно, воспринимают «размытые лица» как более привлекательные:
«Это явление лучше всего можно описать как «преимущество эффекта сомнений», когда люди не могут прояснить для себя черты лица, предполагая, что оно будет скорее привлекательным, чем есть на самом деле».
В заключение исследователи пишут следующее: «Если средний показатель считается более привлекательным, поскольку непривлекательные характеристики усредняются, тогда индивиды с разными чертами лица (узкие и широкие глаза, к примеру) будут восприниматься как более привлекательные, находясь вместе, если сравнивать с группой людей, составленной с индивидов, обладающих идентичными чертами».
Опубликовано 2013-11-03.