: UEFIMA.RU: В 1975 году после национализации авиационной промышленности Великобритании права на самолет Jetstream перешли к компании «British Aerospace». В последующие годы проблемный некогда самолет ждал большой успех. Компания «British Aerospace» (ВАе), образованная путем слияния ВАС, «Hawker Siddeley» и «Scottish Aviation», 5 декабря 1975 года анонсировала «новый» авиалайнер вместимостью 18-19 пассажиров, оснащенный ТВД Garrett ТРЕЗЗ1 -10. Jetstream 31, который собирался в Прествике, ознаменовал завершение сотрудничества с компанией «Turbomeca Astazou», от двигателей которой производители отказались. Первый прототип (G-JSSD) выполнил первый полет 28 марта 1980 года.
Заказчикам предлагали несколько вариантов: стандартный для авиакомпаний, повышенной комфортности и корпоративный. Получив 13 подтвержденных заказов, девять по опциону и 40 гарантийных писем, компания ВАе продолжила дальнейшую разработку авиалайнера. Jetstream Commuter, рассчитанный на перевозку 19 пассажиров и багажа, оптимизирован на выполнение трех 160-км рейсов без дозаправки. Первая новая серийная машина (G-TALL) поднялась в воздух 18 марта 1982 года, затем интерьер доработали в 12-местный корпоративный вариант. Производство было рассчитано на выпуск не менее 25 самолетов в год.
Успех маркетинга
Сертификацию в Великобритании авиалайнер Jetstream 31 прошел в июне 1982 года. На его базе разработали не нашедший спроса морской патрульный самолет с РЛС -31EZ. В 1984 году появился самолет Corporate Jetstream, конвертированный из базовой модели «Arkansas Modification Center» и оснащенный приборным оборудованием Sperry EFIS; в салоне были установлены шесть кресел и четырехместный диван. В том же году впервые авиалайнер Jetstream купило частное лицо, самолет стал рекламироваться как ВАе 125. В 1984 году поступили заказы и от военных - британские ВМС закупили четыре Т.Мк 3 с РЛС Racal, а ВВС Саудовской Аравии - два самолета с оборудованием для обучения штурманов самолетов Tornado IDS.
Эксплуатация в США
К 1987 году было поставлено 179 Jetstream 31 - главным образом в США и ряд региональных авиакомпаний Европы. На Парижском авиасалоне 1987 года ВАе анонсировала улучшенный Super 31 или Jetstream 32 с ТВД Garrett TPE331-12UAR мощностью 1020 л. с. Первый самолет был поставлен в США для компании «Wings West».
В 1990 году объем продаж превысил 300 единиц - 300-й самолет передали компании «Pan Am Express». В 1992 году общий налет парка достиг 3 000 000 часов. Jetstream 31 оказался очень удачным, его закупили американские операторы «Presidential Airways», «Westair», «Metro Express», «Chaparral Airlines», «Express Airlines», «Jetstream International Airlines», «North Pacific Airlines», «Wings West», «Nashville Express» и «Air Midwest Eagle». Больше всего самолетов закупила «American Eagle» - 17 19-местных машин поставлены в 1989-1992 годах. К октябрю 1993 года было продано 384 Jetstream 31 и Super 31.
Удлиненный вариант
После успеха на рынке США «British Aerospace» предложила удлиненный вариант Jetstream в расчете на дальнейший рост продаж. Радикально модернизированный Jetstream 41 представили в 1988 году. Макет самолета демонстрировался в Париже в 1989 году, а выкатка 29-местного авиалайнера состоялась в июне 1991-го. Сборка Jetstream 41 велась компанией ВАе, но компоненты выпускались разными фирмами, включая «Pilatus» из Швейцарии (оперение и элероны), «Gulfstream» (крыло), «Slingsby» (изделия из композиционных материалов), «Field Aircraft» (интерьер, электрическое и электронное оборудование).
Расширение семейства
Силовая установка авиалайнера Jetstream 41 состоит из двух ТВД Garrett ТРЕ331-14 мощностью по 1500 л. с. На самолете установили новые руль направления и закрылки большей площади, в центральной части устроили багажный отсек объемом 0,99 м3. Технологически самолет был совершеннее предшественников. Так, были использованы пятилопастные винты из композиционных материалов, приборное оборудование выполнено на основе четырех ЭЛТ-ин-дикаторов Honeywell EFIS.
В сравнении с Jetstream 31 авиалайнер Jetstream 41 был на 2721 кг тяжелее, его максимальная крейсерская скорость составляет 547 км/ч, дальность полета с 29 пассажирами - 1263 км. Jetstream 41 пытался конкурировать с большими по размерам Dornier Do 328, Saab 340В, Dash 8-100 и ЕМВ-120. BAe подчеркивала лучшую удельную грузоподъемность своего изделия при меньшей стоимости. Развитием базового варианта стал самолет Corporate Shuttle на 10 VIP-пассажиров или на 16 мест повышенного комфорта. Вариант QC/Combi предназначался для перевозки 41 пассажира и/или груза, для погрузки которого в хвосте фюзеляжа устроили специальную дверь; данная модель также предлагалась в 18- или 10-местном вариантах.
Несколько эксплуатантов Jetstream 31 заказали авиалайнер Jetstream 41 еще до его выкатки. Первая машина (G-GCLJ) поднялась в воздух 25 сентября 1991 года, к этому времени портфель заказов составлял 115 самолетов.
Первые авиалайнеры Jetstream 41 поступили в компании «Loganair» и «Manx Airlines», заказавшие по семь самолетов. К другим ранним покупателям относятся «Sun-Air» и «Atlantic Cost Airlines» из США. К октябрю 1993 года было поставлено 22 Jetstream 41.
С целью расширения рынка сбыта ВАе приступила к работам по Jetstream 61, а позже - по Jetstream 51 и 71. Анонсированные в 1993 году эти два варианта отличались Т-образным хвостовым оперением и вместимостью 52 и 78 пассажиров, соответственно.
Работы и маркетинг по вариантам 61/51/71 прекратили после образования в январе 1995 года компаниями ВАе и ATR совместного консорциума «Aero International (Regional)» (AI(R)).
Финальный Super 31 выполнил первый полет в ноябре 1993 года, но еще два Jetstream 32 построили после закрытия в 1998 году AI(R). В апреле 1993-го ВАе анонсировала для Jetstream 41 улучшение соотношения дальности и полезной нагрузки. Тем не менее 103-й и последний Jetstream 41 выполнил первый полет 28 июля 1997 года.
Во втором десятилетии 21 -го века в мире эксплуатируется значительное количество Jetstream 31 и 41. Jetstream 31 компании «Continental Express» сфотографирован рядом сВАе 146-200 из «AirNew Orlean», 1980-е годы.
Опубликовано 2012-09-23.