: UEFIMA.RU: В послевоенные годы тот факт, что в 1939-м году ОКБ Поликарпова потратило немало сил и времени на организацию серийного производства истребителя И-153, вызывал чаще всего осуждение. Ведь этот истребитель, ставший развитием более раннего И-15, имел архаичную бипланную схему и был заведомо менее скоростным, чем уже появившийся Bf-109F или английский «Спитфайр». Однако до начала Второй Мировой войны многие казавшиеся впоследствии очевидными соображения даже не рассматривались. Когда-то, еще во время Первой Мировой, бипланная схема была выбрана из-за явных преимуществ в маневренности, которые сразу же получал истребитель. Эта маневренность была вполне присуща и «Чайке», которая могла буквально кружить вокруг телеграфного столба, выполняя полный вираж вдвое быстрее, чем любой моноплан своего времени. Отказываться от такой выдающейся маневренности командование ВВС не хотело, и поэтому долгое время маневренные бипланы рассматривались в качестве дополнения к более скоростным монопланам.
«Испанский опыт», полученный предшественниками «Чайки», истребителями И-15 и И-15Бис, был противоречивым. Советские летчики на этих самолетах добились целого ряда блестящих успехов, однако предпочтение все-таки отдавалось моноплану И-16. «Чайка» могла показаться удачным компромиссом – скорость ее возросла, благодаря убирающемуся шасси и улучшенной аэродинамике, вооружение стало более мощным, улучшилась обзорность.
Боевой дебют И-153 во время боев с японцами на реке Халхин-Гол был вполне успешным, что стало еще одним доводом в пользу нового биплана. Однако командование ВВС не учло, что японская авиация заметно уступала немецкой, да и пилотировали И-153 во время боев лучшие летчики-истребители того времени, среди которых было немало опытных летчиков, успевших повоевать в Испании.
22 июня 1941-го года И-153 мгновенно устарел. Вертикальные скоростные маневры, применяемые гитлеровскими пилотами, были не по зубам тихоходному биплану. Оставалось только обороняться и надеяться на ошибку противника – как ни странно, это иногда приносило успех. Тем не менее, об истребительном предназначении пришлось позабыть. Вместо этого И-153 переключили на удары по наземным целям. В этом качестве бывший истребитель применялся еще в 1943-м году. Парадоксально, но вопрос о возобновлении производства этого самолета неоднократно ставился перед наркоматом авиационной промышленности. Лишь насыщение ВВС более эффективными и современными самолетами позволило окончательно списать со счетов устаревшую «Чайку».
Опубликовано 2017-05-25.