Установленные ставки утильсбора периодически пересматриваются в зависимости от рыночной конъюнктуры и уровня локализации производства спецтехники в России
: UEFIMA.RU: С 1 июля 2023 года постановление правительства от 27 апреля вводит значительные изменения в утильсбор для ряда категорий спецтехники.
Основные изменения:
Погрузчики:
- Утильсбор на новые погрузчики вырастет почти в 2,3 раза — до 1,8 млн рублей.
Самосвалы:
Самостоятельные сегменты самосвалов, предназначенных для бездорожья, подверглись изменению утильсбора:
- Новые самосвалы с мощностью от 200 до 650 л. с. — на 41% (до 8,5 млн рублей);
- Самосвалы старше трех лет с мощностью от 200 до 650 л. с. — на 41,8% (до 12,5 млн рублей);
- Новые самосвалы с мощностью от 650 до 1750 л. с. — вдвое (до 14,4 млн рублей);
- Подержанные самосвалы с мощностью от 650 до 1750 л. с. — почти в 2,3 раза (до 20,7 млн рублей);
- Новые самосвалы мощностью свыше 1750 л. с. — в 2,3 раза (до 24 млн рублей);
- Подержанные самосвалы мощностью свыше 1750 л. с. — в 2,5 раза (до 29,3 млн рублей).
Гусеничные тракторы и бульдозеры:
- Вводится утильсбор на тяжелые бульдозеры мощностью от 600 до 800 л. с., производство которых освоено концерном "Тракторные заводы" в 2023 году.
- Утильсбор на новые бульдозеры в этой категории составит 5 млн рублей, а на бульдозеры старше трех лет — 22,4 млн рублей.
Устанавливается единый коэффициент утильсбора для гусеничных тракторов и гусеничных бульдозеров.
Исключение сделано только для гусеничных тракторов, предназначенных для сельхозработ, — для них сохраняется действующий коэффициент расчета сбора.
Реакция отрасли:
Генеральный директор ассоциации "Спецавтопром" Денис Кудрявцев оценивает изменения как значительный шаг в развитии отрасли производства спецтехники в России.
Повышение утильсбора на импортную спецтехнику будет стимулировать локализованный выпуск, что приведет к созданию новых рабочих мест и укреплению технологической базы страны.
Дополнительная информация:
- Утильсбор является одним из инструментов поддержки отечественных производителей спецтехники.
- Средства, полученные от утильсбора, направляются на финансирование программ обновления парка спецтехники, используемой коммунальными службами и другими отраслями.
- Установленные ставки утильсбора периодически пересматриваются в зависимости от рыночной конъюнктуры и уровня локализации производства спецтехники в России.
- Введение утильсбора на новые категории спецтехники, такие как тяжелые бульдозеры, является реакцией на рост объемов их импорта и будет способствовать дальнейшему развитию соответствующего производства в стране.
По сути, отмечает «Коммерсантъ», меры направлены на ужесточение условий для китайского импорта, который активен в данных категориях.
При этом «если по погрузчикам производство в РФ есть и увеличение утильсбора в этих категориях может положительно сказаться на локальных игроках, то по остальным категориям речь скорее идет о потенциальном эффекте, поскольку здесь выпуска, можно сказать, нет».
В августе 2023 года в Российской Федерации вступил в силу новый порядок утилизационного сбора на ввозимые в страну автомобили и специализированную технику.
Изменения коснулись ряда категорий транспортных средств, в том числе: тяжелых бульдозеров, произведенных в России с 2023 года, самосвалов различных моделей, с учетом их возраста и мощности.
Так, для нового внедорожного самосвала мощностью от 200 до 650 лошадиных сил утилизационный сбор увеличился на 41%. Для подержанного самосвала мощностью более 1750 лошадиных сил сбор вырос в 2,5 раза.
Помимо автомобилей, новые нормы сбора затронули и специализированную технику, ввозимую из-за рубежа. Это связано с резким ростом импорта таких машин, в частности из Китая. В начале июля через Дальний Восток в Россию поступало в среднем от 50 до 60 единиц спецтехники в сутки, а в конце месяца этот показатель вырос в семь-восемь раз.
К импортируемой спецтехнике относятся такие категории, как: бетоносмесительные установки, тягачи, самосвалы, грузовые автомобили, краны и экскаваторы.
Ранее, в апреле 2023 года, состоялось заседание экспертного совета при комитете по промышленности и торговле Госдумы.
На нем обсуждалось предложение об увеличении утилизационного сбора на различные категории транспортных средств.
Было предложено установить поэтапно растущую шкалу сбора для: легковых автомобилей, коммерческого транспорта, грузовиков, сельскохозяйственной техники, строительной и дорожной техники, автобусов и электромобилей.
Детализированные предложения были направлены в комитет по промышленности и торговле Госдумы, а также в уполномоченные органы исполнительной власти.
Повышение утилизационного сбора может иметь ряд последствий для отечественного рынка автомобилей и спецтехники. Так, эксперты отмечают, что эта мера может привести к:
- Уходу с российского рынка ряда иностранных производителей, которые не смогут конкурировать с отечественными компаниями, не несущими бремя утильсбора;
- Росту цен на новые автомобили и спецтехнику;
- Снижению объемов импорта, что может негативно сказаться на доступности определенных видов техники для российских потребителей.
В то же время, повышение сбора может положительно сказаться на развитии отечественного производства автомобилей и спецтехники, стимулируя спрос на продукцию российских предприятий.
В Минпромторге уточнили, что новые нормы коснутся тяжелых бульдозеров, которые производятся в России с 2023 года.
Опубликовано 2024-04-29.