: UEFIMA.RU: Революции - идеальная среда для успеха. Политических потрясениях люди делают карьеры политиков и военных, во времена технологический развитий - рождаются состояния. Нет сомнений, события последних десятилетий Соединенные Штаты Америки могли бы совершенно обоснованно названы очередной технологическим бумом, уточнения - на вкус: телекоммуникационная, информационная, компьютерная… Происходили совершенно новаторские события, отражавшие потребности так же восторги текущего момента, взлеты и падения были искренними и самобытными. Оказаться на обстановке назревшем технологическом буме - большое счастье для предпринимателей,также революциями в США стараются называть даже самые мелкие нововведения. Возможно, еще играют роль различия в языках. По-русски революция - это нечто эпохальное, происходящее несколько раз в столетие, по-английски revolution означает также и полный оборот, цикл. На панели управления автомашиной индикатор показывает количество переворотов за минуту. Отношение к этому понятию гораздо более бытовое, и термин используется с легкостью.
Информационная революция в Соединенных Штатах Америки оказалась своего рода очередной пещерой Али-Бабы: богатства, собранные в других секторах и лежавшие без движения, в течение короткого времени достались компьютерным фирмам. Огромное количество компаний возникло и разбогатело на относительно простых идеях.
Самой России отставание от информационных технологий это не вопрос политики, а прежде всего следствие низкой производительности труда и игнорирования комфорта. Справочных технологии, в основном, окупают себя сами и быстро. Причем, по опыту Соединенные Штаты, в этом секторе большинстве случаев наиболее эффективны малые и средние фирмы. Однако российский малый бизнес еще не оседлал волну информационной революции, и не
видно, что бы компании массово осваивали бизнес, связанный с компьютерными технологиями. Потенциально это область для миллионов людей и десятков тысяч компаний и реально она освоена сейчас меньше чем на десять процентов своих возможностей.
Успешные переворот начинаются снизу реализуя то, что является осознанной потребностью, а не повторением чужих успехов. Это касается не только социальных, но технологических открытий. Подражания и движение по проторенному пути могут быть полезными, но не станут мятежными.
Вопрос - каким окажется информационное развитие РФ? Копированием внешнего или неким относительно самостоятельным и инициированным внутренними потребностями шаганием, вызванным не подражанием, а энтузиазмом?
Я уверен, хотя доказывать это долго и утомительно, что энтузиазм - важный экономический фактор, и при прочих равных ощущение уникальности и реализации новых потребностей стимулирует бизнес-успех.
Главная трудность для такой революции самой РФ - отсутствие знаний, могущей составить контент, потребность котором испытывает население. Действительно, утверждать, что переворот на земле началась в связи с изобретением компьютеров, - не более достоверно, чем настаивать, что эпоха путешествий началась с появлением отелей и проката автомобилей. Туристический сервис добавляет удобств, но не создает тяги к путешествиям. Информационный взрыв назревал в Соединенные Штаты задолго до компьютеров стал революционной снизу. Это бросается нам в глаза на каждый их шаг. Мелкие примеры - самые показательные. «Файл» в английском языке не компьютерный жаргон, а бытовой термин: исходно - контейнер для организации документов; слово восходит к средневековому термину, означающему шнуровку документов как метод их упорядочения. Именно доступность и изобилие информации первичны, а компьютерные технологии - вторичны для этого переворота.
Для западного мира избыточность знаний - часть культуры. Знакомый менеджер как-то сказал мне, что в рассказах о Шерлоке Холмсе его изумляла не столько проницательность сыщика, сколько то, что уже в конце XIX века расписание поездов в Лондоне было легкодоступно и поезда ходили точно согласно ему, а почту доставляли всегда на следующий день.
В США, обычном городском автобусе имеется бесплатный буклет с графиком движения по этому маршруту. Объяснение, что автобусы ходят редко, не проходит, потому что расписания существуют для часто курсирующих городских автобусов в Нью-Йорке. Но я не смог отыскать даже в Интернете расписания московского городского транспорта и уж тем более никогда не слышал о платных брошюрках для пассажиров, на поиски того же в Нью-Йорке понадобилось меньше минуты с помощью Google. Здесь мы видим, что дело не в компьютерах, а в различиях доступа к справки о них.
Можно ли сделать бизнес на таких мелочах, как расписания движения транспорта? В принципе - да. Скажем, во многих городах мира в метро выдают по первой просьбе печатную схему метро, при этом на ней присутствует обилие рекламы. Если в России начать обходить магазины и кафе на пути следования автобуса и собирать рекламу в его расписание, то это наверняка не будет стоить сумасшедших денег, но станет полезным для населения, рекламодателей, и дело должно окупиться.
Информация РФ информация долгое время считалась чем-то самодостаточным, когда некоторых странах предоставление ее было частью стратегии для привлечения клиентов к более значимому, такому, как создание комфорта, за который можно брать повышенную цену, или как средство доставки рекламы к пользователю. Соответственно развитие в Штатах является потребительской
частью потребительской.
Настоящая холодная война в РФ может начаться снизу, когда компании, организации или просто люди будут желать стремиться к информации как самоцели. В каком-то смысле каждый, от школьника до пенсионера, может стать героем такой информационной познаний, вероятно, даже заработать на этом, если и не деньги, то славу. При этом надо не столько копировать чужие результаты, сколько искать решения местных проблем.
В каких-то случаях предоставление знаний необязательно должно быть бизнесом, она может стать средством привлечения внимания. Скажем, практически во всех парках Штатах при входе имеется небольшая карта с историей парка и схемой дорожек. Это может быть очень красивый буклет или просто размноженная на копировальном аппарате страничка. Аналогичные действия России в новинку, и потому здесь столько возможностей проявить себя. Например, можно сделать схему дорожек парка и назвать их именами, которые придумал сам, - это право первооткрывателя. Распространение - выложить в Интернет или размножить какое-то количество и положить при входе в парк. В США для этого используется обычно грошовый не запирающийся ящик типа почтового, чтобы листки не намокали, и каждый желающий может поднять крышку и взять экземпляр.
Легко предвидеть вопросы: куда такие бесплатные расписания и карты могут привести? Разве получиться чего-то серьезное? Возможный ответ на такой скептицизм - история MapQuest. Контора была основана в Пенсильвании в середине 60-х годов и предоставляла бесплатные карты, распространявшиеся на автозаправках (вероятно, с рекламой).
В 70-е годы компания стала активно печатать карты, географические справочники, путеводители; в начале 90-х годов - использовать компьютерные системы для подготовки карт; в 96-м открылся сайт с интерактивными картами; в 2000 году фирму купил телекоммуникационный гигант America-on-line (AOL) за 1,1 миллиарда (именно тысячу миллионов!) долларов. В настоящее время на фирме работает чуть больше 300 человек, из них около трети в отделе продаж. Результаты: каждый четвертый пользователь Интернета заходит в MapQuest хотя бы раз в месяц, каждый день с сайта загружают более 20 миллионов карт, на него ссылаются более 300 тысяч Интернет-сайтов. Напомню, что все начиналось с бесплатных карт на бензозаправках.
Одна из наиболее удобных возможностей сайта MapQuest - создание маршрута (с картой) движения от одного адреса, указанного пользователем, до другого. Данные сайта лицензируют многие компании, предоставляя возможность своим посетителям находить путь до их офиса; на нем рекламируются гостиницы, рестораны, находящиеся по пути движения пользователя. Бизнес-возможности для такого подхода огромны.
Что было бы реальным аналогом такого же в России - с учетом того, что автомашины здесь существенно менее распространенный вид транспорта?
На мой взгляд, огромным успехом пользовался бы «самобытный» сайт, который помогал бы в крупных городах выбрать маршрут движения от одного адреса до другого пользующимся общественным транспортом. В таком «путеводителе» должно быть указание, где находится ближайшая от стартового адреса остановка автобуса (троллейбуса,…), его расписание (или хотя бы интервалы движения вначале), до какой остановки, метро или платформы электричек надо доехать, время движения между станциями и дальнейшие маршруты автобусов. Пользователь мог бы указывать планируемый час поездки и узнавать расписание именно в это время, возможно, даже степень заполненности автобусов и поездов метро или электричек.
Такого рода сайт требует большого контента, который сейчас недоступен. Но технически и с правовой точки зрения это более простая задача, чем составление маршрутов движения автомобилей. Контент-провайдеры могли бы лоббировать в законодательном порядке, чтобы, например, информация о движении автобусов предоставлялась в свободный доступ, если этого еще нет повсеместно.
Предлагаемый проект является одним из многих возможных примеров того, как развивать бизнес, не подражая, а основываясь на уникальной местной потребности с учетом локальных особенностей работы с информацией. Платить за такую систему могли бы многие магазины, общественные организации и т. д. Один раз созданную программу можно было бы
лицензировать в других странах, где общественный транспорт популярен.
Другой пример «самобытного» транспортного контента, важного в условиях России: аналогом американских автомобильных пробок в России являются «давки» в общественном транспорте. В США имеется немыслимое количество исследований и данных, сколько времени люди тратят на каждой дороге, и ведется работа, чтобы уменьшать пробки. В России, и это проблема информационной революции, - данных о «давках» вообще нет, как будто и не существует явления, с которым сталкиваются и испытывают дискомфорт ежедневно миллионы людей. Удивительно, в эпоху тотальной информатизации в мире вообще нельзя узнать уровень давки,если в московском метро в час пик, и как долго он длится. Хотя это не очень сложно: технически инфо может быть извлечена из данных о численности пассажиров и количестве поездов, не говоря о прямых наблюдениях.
Начало любой революции определяется не затратами денег, а фантазией и воображением. Информационная развитие начинается с информации и идей, как ее использовать, и только заканчивается компьютерами. Поощрение создателей нового, общественно полезного и часто посещаемого контента выгодно всем, потому что в конечном итоге приводит к увеличению спроса на компьютеры и коммуникации, новым приложениям, и, главное, удовлетворению пользователей. Когда MapQuest только начиналась, основатели не могли представить себе Интернета, AOL и, вероятно, даже мечтать о продаже компании за миллиард долларов. Успешный бизнес не тот, у которого есть красивый план, а тот, что удовлетворяет реальные потребности людей.
Есть море информационных элементов, которыми могли бы пользоваться многие, но этого не происходит, хотя работа по их организации может занимать всего минуты, и главные затраты - это расход фантазии.
Еще один простой пример с транспортом: Москве немало станций метро или зданий имеют множественные выходы. Растолковать, как добраться до конкретного места, является серьезной творческой задачей; один мой знакомый так объяснял маршрут: первый вагон, затем поворот налево, потом первый поворот направо, и так четыре раза. Наверняка полезным было дать каждому выходу свое название и повесить указатели (это могут быть номера или стрелки на север, юг, или что-то еще… вопрос фантазии).
Заимствования у других стран принимают самые причудливые формы, не надо думать, что Россия исключение. Я хотел бы закончить примером, как свое время переняли достижения английской культуры. Юрист Фрэнсис Ки во время англо-американской войны 1812-14 годов оказался свидетелем защиты американского форта Мак Генри и создал возвышенную поэму, которая легко ложилась на музыку популярной английской застольной песни «Анакреонту на небесах», написанной в 1790 году английским композитором Джоном Стаффордом Смитом. Русским аналогом ее был бы «Шумел камыш, деревья гнулись». В 1931 году (через 100 с лишним лет), когда корни музыки полностью позабылись, Конгресс объявил этот любимый в народе текст с данной музыкой национальным гимном. Застольная песня страны - противника на войне превратилась в гимн США. Пример показывает, что порой надо думать не о прошлом прототипа, а только о том, как удовлетворить интересы и желания людей рядом. То, что хорошо для культурных заимствований, еще лучше приложимо к заимствованиям технологическим.
Опубликовано 2014-01-04.