: UEFIMA.RU: Мир любит измену, но ненавидит предателей. Справедливость этого крылатого выражения почувствовал на собственной шкуре «обличитель жестоких людей ненасытных» Эдвард Сноуден, безуспешно пытаясь найти страну, которая бы дала ему политическое убежище. В частности, европейские страны (в том и Германия, которая удачно воспользовалась обнародованной Сноуденом информации) не выявили ни малейшего желания предложить самопровозглашенному герою борьбы за гражданские права безопасную гавань.
Реакция Европы, когда она услышала, что, мол, в ежедневной практике американских спецслужб входит прослушивания официальных учреждений коллег из НАТО, в первые дни напоминала действия злого и голодного пса, который сорвался с цепи. В эйфории возмущения, прозвучало из уст политиков некоторых европейских государств несколько призывов предложить оставить Сноудена в своей стране. Но с каждым днем эти призывы понемногу утихали, пока не свелись к застенчивой тишине. Кому в стране нужен лишний предатель, да еще и враг Соединенных Штатов?
В целом выражать свое возмущение и славить Сноудена могли только люди, которые понятия не имеют о стиле работы разведки амбициозных государств, или те, которые делают вид, что не имеют понятия. А кто имел дело с практикой работы спецслужб, для того не секрет, что их жажда получить лишнюю информацию не останавливается ни перед кем и ни перед чем. «Дружба», «солидарность», «приватность», «Декларация прав человека» - не те термины, которыми руководствуются агенты разведывательных служб. Наконец, на 99,9% все эти прослушивания подчинены главной цели - борьбе с терроризмом. А стоит отметить, что информация, полученная в NSA, не раз спасала и европейцев от планируемых террористических атак.
Только девять лет назад немецкие масс-медиа широко освещали информацию о шпионской деятельности Национального агентства безопасности США (NSA) в Германии. «Америка создала термоядерную бомбу прослушивания», - описывали тогдашние события некоторые газеты. Но какого-то серьезного скандала тогда не вспыхнуло. По крайней мере, с нынешней вспышкой негодования не сравнить. Возможно, потому, что тогдашняя информация строилась скорее на предположениях, а нынешняя - на словах человека непосредственно причастного, так называемого инсайдера. Возможно, романтическая аура «дела Сноудена» позволила привлечь к его откровениям невероятный интерес. Напряжение вокруг дела достигало такого уровня, что некоторым показалось, будто Америка готовит войну против всего мира.
И не последнюю в этом роль сыграли журналисты, которые начинают нагнетать напряжение, когда речь идет о спецслужбах и «одиноких волках», что «восстают против системы», открывая людям «ужасную правду». Кроме того, в масс-медийном контексте скандал вокруг NSA позволяет мечтателям развить свои фантазии, будто в нашем тотально овеществленного мире, которым все больше овладевают обезличенные, закрытые, абстрактные системы, - индивидуум, человек все же способен принимать персональные решения и играть ведущую роль. Этакий Нео с Морфеем в одном флаконе, стоящий против Матрицы с ее агентами Смитами.
Хроника последних десятилетий описала немало таких «героев-предателей», которые неожиданно появлялись в рампе мирового театрального действа, чтобы ухватиться за колесо истории. Вспомнить хотя бы физика-шпиона Клауса Фукса, который передал Советскому Союзу формулу атомной бомбы и таким образом изменил весь мировой порядок.
Но, в отличие от Эдварда Сноудена, Фукс был убежденным коммунистом. То есть он не должен был чувствовать себя одиноким - за его плечами стояла мощная в то время идеология и сверхдержава. Между тем как Сноуден выступает неким одиноким «ботаником». Стремление почувствовать себя значимым и желание стать чем-то большим, чем винтик огромного механизма подтолкнули его к тому, чтобы использовать свои тайные знания, бросив вызов единственной ныне сверхдержаве. В свое время о нем напишут романы, снимут кино, потому что очень уж удобно его образ укладывается в общие лекала трагических киногероев.
Но попробуем отбросить эти романтические вздохи и взглянуть на дело с холодной рациональностью. Что принесло миру откровения Сноудена? Прежде всего, ссору между западными друзьями - Америкой и Европой. В определенных аспектах конфликт набрал такие серьезные обороты, что некоторые уже ставит под сомнение возможность построения зоны свободной трансатлантической торговли - проекта, реализация которого способно приносить участникам сотни миллионов евро ежегодно. В рамках проекта планировали со временем экспортировать американский газ в сжиженном виде на европейский континент, что дало бы возможность диверсифицировать газоснабжение Европейского Союза и еще больше сбросить цену на российский газ.
Кроме того, скандал вокруг Сноудена позволил Москве даже попробовать выступить в роли некоего арбитра-миротворца между Европой и Америкой. А заодно отвлечь внимание от собственных скандалов вокруг давления на НКО, вокруг «списка Магнитского», вокруг Кавказа.
Анализируя «дело Сноудена» по классической схеме - cui prodest?, - не сложно понять, что наибольшую выгоду из него вытянул именно Кремль. Лишним доказательством этого стало высказывание президента Владимира Путина о вероятности получения Сноуденом политического убежища в Российской Федерации: «Если Сноуден захочет остаться здесь - то есть одно основное условие: он должен будет прекратить обязательно свою работу, которая направлена на то, чтоб наносить вред нашим американским партнерам, как это, казалось бы, ни странно прозвучало бы из моих уст». А звучит это в действительности странно, с одной стороны, хотя и достаточно понятно - с другой. Не будет же главный российский спецслужащий, проведя такую удачную операцию «Сноуден», утверждать, что все это сделано, чтобы навредить США и ЕС.
Опубликовано 2013-09-15.