: UEFIMA.RU: Мы никогда не сможем осознать насколько сильно мы зависим от нашего мозга, потому что наш мозг захватил и наше сознание. Немного интерпретированная цитата из Павлова. Человек существует в среде. В материально обусловленном мире, который движется по определенным законам. Законы довольно относительны, поскольку фундаментальная наука обновляется как минимум раз в 500 лет. Каждый 500 лет человек мучается, ищет и в особо удачливых случаях определяет правила, по которым, как он думает, все и происходит. Но в этом есть доля правды. к нынешнему 2010 году человечеству удалось вывести 4 фундаментальных законы бытия, важнейшие из которых закон сохранения энергии и второе начало термодинамики. Эти устои в предсказуемом будущем слабо относительны и могут сохранить актуальность довольно продолжительное время. Здесь важно то, что в какой-то момент человек создал для себя такие правила, которые органично вписали его во все происходящее вокруг. На самом деле уютность научной доктрины для человека подсознательно основной критерий правильности гипотезы. Каким бы беспристрастным и рациональным не хочет казаться ученый он всегда остается человеком. Здесь недалеко и до мысли о том, что научный успех человека зависит от того, насколько он сможет отказаться от своей человечности.
Вспомните, например, шумиху вокруг Перельмана. В то время как одни через пробирки, колбочки, микроскопы и эксперименты пытаюсь описать внешний мир, другие с томографом в руках в один момент поставили все под сомнение. Всего этого может и не быть говорят они. Основное предположение, на котором строиться столь неуклюжая, на первый взгляд, гипотеза основывается на показаниях того, что мозг во время галлюцинаций работает точно так же, как и в то время, когда трезво воспринимает действительность. Переводя на язык глухо-немых галлюцинации и реальность для нашего мозга одинаковы. Неутешительный вывод для физиков)
Но весь фокус в том, что люди с томографом в руках тоже люди как бы парадоксально это не звучало. Стало быть физик ты или нейролог ты находишься в примерно одинаковой ситуации. И ситуацией этой управляет мозг) пока мы живем со знанием того, что всё, что мы видим и ощущаем вокруг действительно существует, самое время задуматься о том, как мы это всё воспринимаем. В чем собственно настолько сильная зависимость нас от мозга? В Одно время меня очень увлек нейромаркетинг. Узость нейромаркетинга заключается и в том, что они заглядывают в мозг потребителя, в то время как им следовало бы больше изучать поведение человека вне магазина. Им следовало бы больше удаляться в психику и медицинскую нейрологию.
Человек так устроен, что внешний мир, (который как мы договорились как бы существует)), он может ощущать только посредством зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. Некоторые более наблюдательные констатируют наличие некого седьмого чувства, но о нем немного позже.
На самом деле все эти 6, 7 существительных характеризуют только ниточки, которые ведут к одному большому клубку; это 6, 7 каналов, которые проводят внешние сигналы к нам мозг, но весь фокус заключается в том, что не все эти сигналы мы осознаем. Мы осознаем в данном случае это значит, что мы вербально можем это для себя сформулировать. Нет, то что прошло мимо нашего сознания мы тоже можем сформулировать вербально, но прибегаю к гораздо более сильной абстракции.
Тут маленькое отступление про вербальное. На самом деле есть точка зрения, которая называет язык (система слов, предложений и знаков) главным вирусом, поражающим человеческое сознание. Язык поражает наше сознание и активные части мозга начиная с того момента, когда ребенок впервые вместо «му» произносит мама. Таким образом, приходя в вирусную человеческую среду малыш легко обучается и заражается этим вирусом. Но так ли уж плох язык? почему сразу вирус? Вирус потому что главная функция языка формализация и обозначение те функции, которые призваны унитизировать работу сознания. Какие бы разные ассоциации не вызывал у нас стол мы примерно знаем о чем идет речь, когда произносят это слово. Формализуя мышление язык тем самым его ограничивает. От этой мысли недалеко и о постулате креативности. Он отражает лишь, то что по-настоящему творческие, оригинальные и креативные решения человек способен выдать обратившись к первичному опыту. Он должен вспомнить ощущения ребенка говорил один из гуру режиссуры.
А почему? потому что эмоции ребенка еще не окончательно формализованы и поглощены вирусом языка. Отступление закончено. Продолжаем.
Итак восприятие. Все вокруг нас раздражает. Раздражители лишь в той мере, в которой они раздражают нас. Раздражают в физиологическом смысле т. е. это объекты, которые так или иначе выступают раздражителями. Например цвет это электромагнитное излучение определенной частоты. У каждого цвета своя длинна электромагнитной волны. Благодаря этой разности мы (все те счастливцы, которые могут различать цвета) можем видеть мир во всех его красках. Подобным же образом запах это источение предметом определенных молекул разного свойства.
Звук это вибрация, которая распространяется в упругой среде, Тактильное или физическое прикосновение деформация тканей и непосредственное раздражение нервных окончаний и рецепторов. Итак, все вокруг мы можем ощущать в той или иной степени благодаря тому, что у этого всего есть для нас опознавательные знаки. Но как бы мы знали о них если бы не умели их понимать? Для того что бы понимать знаки среды (другими словами её воздействие) природа (эволюционный механизм) наделила нас рецепторами клетками, которые за счет своего уникального строения, заточенного под определенное воздействие могут его улавливать. Например зрение. Зрение это распознавание излучения. На задней сетчатке человеческого глаза есть световые рецепторы палочки и колбочки. Палочки отвечают за резкость, а колбочки за цветность. Посредством определенных веществ эти клетки трансформируют световое излучение в нервные импульсы, которые передают сигнал в мозг (трансдукция) И уже здесь начинается самое интересное
Теперь немного абстрагируемся. Не будем привязываться к определенному виду информации, а обзовем это все mind massage. Поступая в мозг сигнал может вести себя по разному. Сигналы с глаз проходят через таламус, а сигналы с носа проходят без него. А вот сейчас мы подобрались к квинтэссенции этой статьи.
В нашем мозге существует 2 очень интересные вещи неокортекс и лимбическая система.
Неокортекс это наше сознание (грубо говоря, конечно). Это наши способности анализа, восприятия, оценки и обучения. Когда мы что-то осознаем (можем выразить мысль или процесс в условно вербальном виде) мы в той или иной степени делаем это благодаря кортексу. И это важно! Под неокортексом. любого человека, как представителя биологического вида, априори эмоции волнуют больше нежели рациональная информация. (когда вы удивляетесь какому-либо изобретению это тоже эмоции, только вызванные с участием некого рацио.)
Стало быть, когда мы говорим подсознание мы говорим еще и о физическом расположение этих частей в нашем мозге. Сознание это неокортекс, а подсознание лимбическая система, которая находится под неокортексом (сознанием). Как же соотносятся эти 2 важные части в генерации эмоций и восприятия? Фокус опять-таки заключается в том, что каналов, которые проводят сигналы от лимбической системы в неокортекс в десятки раз больше нежели каналов, которые проводят сигналы от неокортекса в лимбическую систему. Выходит, что лимбическая система влияет на неокортекс гораздо сильнее, чем последний в силах влиять на лимбическую систему. Другими словами, лимбическая система подает сигналы в неокотекс, а тот в свою очередь практически не может их блокировать или им сопротивляться.
Сила лимбической системы заключается и в ее первенстве. При трансдукции сигнал поступает сначала именно в нее, а уже потом в наше сознание. При этом нужно учитывать, что сигнал из лимбической системы в неокортекс идет порядка 200 мс.
Вообще сказать тут очень недалеко до размышлений о том насколько наше сознание вообще значимо в нашей жизни, ведь выходит, что оно само по себе вторично. Даже самый заядлый рационалист все равно эмоционален благодаря такой большой роли лимбической системы в нашем мозгу. Тут резонным поставить вопрос о наличии человеческой воли, но это ближе к заключению.
Сейчас хотелось бы описать целостную систему производства эмоций. Что-то вроде схемы От воздействия к действию. Итак, воспринимаясь рецепторами, сигнал (информация) трансдуцируется в мозг. В мозгу он проходит по нейронам в виде биохимических реакций и обрабатываться в определенных областях мозга. Попадая в сложную лимбическую систему, информация производит эмоции. Эмоции, как первичные, еще не осознанные и не добравшиеся до сознания реакции организма (мозга) на определенную информацию. После того как лимбическая система выполнила свою подсознательную работу информация по многочисленным каналам передается в неокортекс, где поддается анализу и собственно осознанию. Это осознание происходит только через 200 мс, когда параллельно в нашем организме эмоциями уже запущен механизм реакции на информацию. Да! и еще! Важная роль лимбической системы определяется еще и тем, что в ней, как в базе данных, хранятся все программы поведения человека, которые воспринимались человеком как удачные за всю эволюционную историю. Условно говоря, это наш предохранитель.
Он запускает в нашем организме только те программы, которые не смогут в глобальном смысле навредить человеку. И эти безопасные программы поведения и есть эмоции. Но какие же параллельные процессы запускает в нашем организме лимбическая система, в то время, когда информация доходит до нашего сознания. Дело в том, что лимбическая система отвечает только за генерацию эмоций. Но сами по себе эмоции не могут определить поведение человека. Эмоциям нужна оценка. И эта оценка очень сильно зависит от индивидуальных характеристик человека (иначе все реакции людей были бы до предела предсказуемыми). И тут есть такой момент как мотивационная структура психики.
В глобальном смысле у человека есть 4 основных мотива. Это безопасность, социальность, успех, новаторство. Эти четыре больших сектора и определяют мотивационную структуру психики. Она индивидуальна. К тому же она может меняться во времени.
Но у каждого человека можно выделить основной, ведущий сектор. У кого-то это склонность к безопасности (это что-то вроде их кредо). У молодых людей структура складывается с развитым сектором новаторства. Эта структура в общем смысле и оценивает возникшие в лимбической системе эмоции, как положительные со знаком +, и отрицательные со знаком -. Этот фильтр отсеивает ненужные эмоции и останавливает их развитие, тогда как те, которые воспринимаются как положительные проходят дальше и одобряются системой.
Тут возникает еще один важный узел. Не стоит забывать, что мозг работает в единой биохимической системе человеческого организма. Таким образом, эмоции начинают работать, биохимически изменяя и настраивая биохимический фон организма для определенного типа реакции. Если это симпатия, то начинает вырабатываться окситоцин. Он поддерживает приятные эмоции и располагает к общению с это человеком. Это так же другие гормоны и вещества, которые управляют нами.
Выходит, что пока информация доходит до нашего сознания (неокортекса), наш организм уже практически полностью отреагировал на нее. Он выстроил эмоцию, пропустил её через мотивационную структуру психики и составил соответствующий биохимический фон.
И где-то только через 200 мс включается наше сознание, наш анализ. Получается что нами и нашими действиями управляют прежде всего эмоции, а анализ и сознание это как бы детские шалости, которые в принципе никому не нужны. Сознание нужно только для того, чтобы мозг, который уже все решил послал человеку сигнал о том, что это все решил как бы он. Мозг посылает человеку сигнал и тот воспринимает действия мозга (части подсознания) как свои и добровольные.
В общим к этому моменту рассказа у читателя должно сложиться стойкое ощущение того, что же такое пульт личности. Пульт это наш мозг. Он управляет нами, шутит с нами, издевается над нами, ломает нас и иногда даже обманывает нас как слепых щенков.
И тут нельзя не упомянуть слова подпорговый. В общем смысле подпороговый это такой, который не в силах быть уловленным нашим сознанием. Но это совсем не значит, что мы на него не реагируем. Наш организм реагирует на это, но мы этого не осознаем. Мозг как бы решает, что нам это осознавать не нужно и даже не задумываться над тем, чтобы отправить информацию в сознание. Подпороговое во многом значит подсознательное.
Вот пример Когда человек смотрит на ценник в фокусе его зрения написанная там цена. Он фокусируется на ней и воспринимает. Эта информация передается в мозг далее в неокортекс и анализируется нашим сознанием. А вот например на смайлике, который нарисован рядом с ценой, зрение не фокусируется, и он не доходит до нашего сознания, но тем не менее организм на него реагирует. Смайлик в поле видения, но он не в поле сознания. Он как раз и оказывает подпороговое воздействие, в то время как сознание занято ценой. Он попадает в лимбическую систему, та воспринимает его благосклонно, дает команду выработать благоприятные гормоны, настроение человека улучшается и он покупает товар. По результатам исследования продажи товаров с ценниками, на которых был смайлик, повысились на 17% по сравнению с тем, когда товар стоял с простыми ценниками. Практика лучший критерий истинности теории.
Эмоции Какие еще механизмы они запускают в нас? Яркие и сильные эмоции создают несоизмеримо большее количество нейронных связей в мозгу. Удельный вес этих связей растет и это способствует запоминанию того, что было связано с этой эмоцией. (сами эмоции были отложены в лимбической системе начиная с момента появления человека как вида) Именно поэтому вся, абсолютно вся современная реклама должна строится на создании эмоций. Целая индустрия интертеймента работает над созданием эмоций снимаются фильмы, выпускаются игры.
Но это замечательное свойство эмоций формировать память должно стать основой для индустрии рекламы. Вспоминается напутствие из лекции Игоря Лутца пробить человека рациональным практически невозможно. Нужны эмоции.
И еще. ОЧЕНЬ важный вывод. О мотивированной структуре психики. Она характерна и одинакова абсолютно для всех людей на земле. Эти 4 сектора есть во всех. В любой момент времени в каждом человеке превалирует один из них и это отличная возможность покорить всех если только знать, как эту структуру можно применить на практике. И узнали. Это бренды Мировые успешные бренды не продают товара, они его даже не производят (у Nike нет ни одного собственного завода) они дают людям эмоции и четко опираются на мотивационную структуру психики. Говоря цитатой из книги по Нейромаркетингу: Бренды глобальны, разум локален.
Итак мозг это неизученная человеком сила. Я не очень себе представляю как человек сможет его изучить в ближайшем будущем по одной простой причине: ИЗУЧАТЬ человек может ТОЛЬКО МОЗГОМ. Так что природа сыграла с нами в злую шутку. Она дала нам инструмент, который мы никогда не изучим. Это как ветер мы можем догадываться о нем только по его проявлениям колыханиям травы или растрепанным волосам. То же самое происходит и с нашим мозгом.
Опубликовано 2017-07-14.